Маймон Шломо
МАЙМО́Н Шломо (Maimon, Salomon; родился, по-видимому, в 1753 г., Суковыборг, близ города Мир, ныне Гродненская область, Белоруссия, – умер в 1800 г., Нидерзигерсдорф, Силезия), философ. Уже в детстве проявлял исключительные способности к изучению раввинистической литературы. Женившись в 11 лет и став отцом в 14, Маймон содержал семью, давая частные уроки в соседних городах, а в свободное время изучая еврейскую философию и каббалу. В честь Маймонида принял имя Маймон. Попытка доказать, что каббала основана на философии, навлекла на Маймона обвинения в ереси со стороны хасидских кругов, к которым он был в те годы близок. Маймон обратился к изучению светских наук и, оставив дом, отправился в Берлин, куда не был допущен, а затем в Познань, где его опекал местный раввин Цви Хирш бен Аврахам. Спустя два года Маймон прибыл в Берлин, где стал членом кружка М. Мендельсона (примерно в 1783 г.). Спустя несколько лет Мендельсон порвал отношения с Маймоном из-за беспутной жизни последнего. После продолжительных странствий и попытки перейти в христианство Маймон в 1786 г. вернулся в Берлин, где изучал философию Канта, под влиянием которого написал свою первую книгу на немецком языке — «Опыт трансцендентальной философии» (1790). Рукопись была передана Канту, который отметил в письме, что даже при беглом знакомстве с работой ему очевидна ее большая ценность, отмечая, что никем из критиков его философия не была понята столь глубоко. Отзыв Канта определил дальнейшую судьбу Маймона — его книга была издана в 1790 г., а научные журналы стали публиковать его статьи. С 1790 г. по 1795 г. Маймон находился под покровительством графа Адольфа Калкройта, живя в его имениях возле Берлина и Фройштадта (Силезия). Как еретик Маймон был похоронен за пределами еврейского кладбища.
После издания своей первой работы (см. выше) Маймон опубликовал в 1791 г. философский лексикон, содержащий серию очерков по основным вопросам философии (переиздан в 1970 г.). В 1793 г. вышла его книга «Споры в философии», за которой последовали: «О прогрессе философии» (1793), «Опыт новой логики» (1794, 2-е издание 1812), «`Категории` Аристотеля» (1794, 2-е издание 1798). В 1797 г. была опубликована работа Маймона «Критические исследования о человеческом духе». Маймон писал также на иврите: «Гив‘ат ха-море» («Холм Наставника», ср. Суд. 7:1; единственное опубликованное сочинение, 1791; критическое издание — 1966) — комментарий к 1-й части «Наставника колеблющихся» Маймонида; «Та‘алумот хохма» («Тайны мудрости») — труд по математической физике; «Хешек Шломо» («Желание Соломона») — сочинение по алгебре. В 1793 г. в Берлине была опубликована автобиография Маймона — «История жизни Шломо Маймона, написанная им самим» (русский перевод: «Еврейская библиотека», тт. 1–2, СПб., 1871–72; ивритский перевод — 1942), — единственная книга Маймона, получившая широкое распространение и представляющая собой важный источник для изучения истории литовского еврейства и раннего хасидизма.
Философия Маймона оказала значительное влияние на И. Фихте и через него — на развитие немецкого идеализма первой половины 19 в. В течение 19 в. имя Маймон было предано забвению, однако в 20 в. интерес к нему возродился; философии Маймона было посвящено несколько значительных исследований, и его труды переиздаются.