Мапу Аврахам
МА́ПУ Аврахам (1808, Слободка, ныне в черте Каунаса, – 1867, Кенигсберг, ныне Калининград), первый беллетрист эпохи Хаскалы. Писал на иврите. Сын меламеда, Мапу с 12 лет самостоятельно изучал иудаизм и проявлял интерес к еврейской мистике. Некоторое время (в Ковно) примыкал к любавичским хасидам (см. Хабад), затем под влиянием Э. Раголера (1794–1850, раввин Слободки в 1824–40 гг.) занялся каббалой. Самоучкой освоив латинский, немецкий, французский и русский языки, Мапу около 1832 г. стал увлекаться идеями Хаскалы. Большое влияние на Мапу оказало пребывание в городе Россиены (1837–44) — одном из первых центров Хаскалы в Литве. Там он усиленно работал над задуманным еще в начале 1830-х гг. (под названием «Шуламмит») историческим романом из библейской жизни «Ахават Цион» («Любовь в Сионе») — первым в литературе на иврите (см. Иврит новая литература). Работа над романом продолжалась в Вильно (1844–47) и Ковно (с 1847 г.), где Мапу с 1848 г. и до конца жизни был учителем в казенной еврейской школе. Роман был издан в 1853 г.
В 1857–69 гг. вышел частями его второй, самый крупный по объему, роман «Аит цавуа» («Ханжа») — сатирическое изображение быта и нравов черты оседлости. В 1865 г. был издан исторический роман Мапу «Ашмат Шомрон» («Вина Самарии»).
В романах Мапу из жизни Древнего Израиля необиблейский стиль, выдвинутый сторонниками Хаскалы, полностью отвечал романтическим представлениям маскилим об Эрец-Исраэль и просвещенческому пафосу движения. Изобилующие сложной интригой и неожиданными поворотами сюжета на фоне величавой природы, исторические произведения Мапу противопоставляли идеализированное героическое прошлое еврейского народа его неприглядной жизни в черте оседлости и пробуждали надежды на возрождение еврейской нации. Написанные, по признанию автора, под влиянием романов Александра Дюма-отца и Эжена Сю, они уступают им в художественности и психологической мотивировке поступков персонажей. Вместе с тем в романах Мапу была в известной степени решена проблема использования ограниченной лексики и лапидарного стиля Библии в современном романе с пространными диалогами и подробными описаниями.
Еще более чем в «библейских» произведениях Мапу с их романтической героикой и схематическими образами, ограниченность библейской лексики дала себя знать при описании современной жизни в романе «Аит цавуа», где Мапу пришлось прибегнуть к оборотам талмудической литературы. Все отрицательные персонажи романа являются либо приверженцами старых, застывших форм иудаизма, либо ассимиляторами; с симпатией изображены лишь сторонники просвещения. «Аит цавуа» тяготеет к сатирико-мелодраматическим произведениям И. Эртера и И. Перла, а также перекликается с романом Э. Сю «Парижские тайны». Несмотря на художественное несовершенство, «Аит цавуа» — первый реалистический роман на иврите — был восторженно принят многими читателями. Однако он настроил против Мапу ортодоксальные круги, в которых на долгое время кличка «Мапка» стала синонимом вольнодумца. Стараниями врагов Мапу его роман «Хозе хезионот» («Провидец») о временах Б. Хмельницкого и саббатианской ереси (см. Саббатай Цви) был запрещен к печати цензурным комитетом. Сохранившиеся незначительные отрывки из «Хозе хезионот» были опубликованы после смерти Мапу вместе с последней частью «Аит цавуа».
Романы Мапу многократно переиздавались и переводились («Ахават Цион» — более чем на десять языков; среди бухарских евреев известен также в фольклорном варианте — «Амнон и Тамар»).
Помимо художественных произведений перу Мапу принадлежат два учебника иврита: «Ханох ла-на‘ар» («Наставление юноше», Вильно, 1859) и «Амон падгог» («Наставник-педагог», Кенигсберг, 1867), учебник французского языка, написанный на идиш — «Дер хойзфранцозе» (Варшава, 1859).