Мариан
МАРИА́Н (Maryan; псевдоним, настоящее имя Пинхас Бурштейн, Pinchas Burstein); 1927, Новы-Сонч, Краковское воеводство, Польша, – 1977, Нью-Йорк), художник. Родился в ортодоксальной семье бедного пекаря. В начале Второй мировой войны, оставшись один, несколько месяцев скрывался в лесу; с 1940 г. — узник нацистских концентрационных лагерей, в том числе Освенцима, где чудом выжил во время расстрела, потеряв ногу. В 1945–47 гг. находился в лагере для перемещенных лиц в Германии, затем три года жил в Израиле, из них около полутора лет учился в Школе искусств и ремесел Бецалель. В 1950–53 гг. обучался живописи и литографии в Школе изящных искусств в Париже, с 1951 г. участвовал там во многих групповых выставках. Широкую известность Мариану принес ряд персональных выставок в Париже (с середины 1950-х гг.) и США, куда он переехал в 1962 г. В 1956 г. по приглашению французского правительства участвовал в создании в Париже Мемориала памяти неизвестного еврея — жертвы Катастрофы. В 1959 г. был удостоен премии французских художественных критиков (за работы на Парижском бьеннале); в 1975 г. французское правительство присвоило Мариану звание рыцаря Ордена искусств и литературы.
Творчество Мариана — это иконография мира насилия, безмерной жестокости и абсурда. Начиная с ранних работ («Черная кошка», 1948; «Маски», 1954 и другие) художник постоянно создает образы-символы тупой агрессивности. В образном мире Мариана нет места ни ландшафту, ни натюрморту, ни каким-либо человеческим отношениям (всегда на его картинах лишь одна фигура или голова). В сериях полотен, обычно не имеющих сюжетных названий («Живопись», с 1953 г.; «Без названия», с 1960 г; «Типы», с 1960 г., и другие), художник создает обобщенный образ человеческой сущности, которая для него исчерпывается чудовищно гипертрофированным физиологизмом. Чаще всего в картинах Мариана нет фона. Типичны придвинутые вплотную к зрителю гротесково-сюрреалистическая голова или фигура, источающие похоть и сластолюбие, отталкивающе откровенно извергающие всевозможные выделения человеческого организма (например, «Живопись», 1973). Тем же мироощущением проникнуты два коллажа Мариана (оба 1961), представляющие собой комбинацию живописи, фотографии, рекламных объявлении и т. д., и снятый им фильм «Се человек!» (1975).
Считая себя продолжателем Ф. Гойи (одну свою работу он даже назвал «После Гойи», 1966), Мариан возражал против оценки их живописи как обличительной и утверждал, что все, созданное ими, — это «живопись правды».