Маркс, братья

МАРКС, братья (Marx Brothers) — Леонард (Marx, Leonard; Чико; 1886–1961), Адольф, позже Артур (Marx, Adolph; Харпо; 1888–1964) и Джулиус (Marx, Julius; Граучо; 1890–1977), американские киноактеры-эксцентрики, уроженцы Нью-Йорка. Сценическую деятельность начали водевилем «Шесть музыкальных амулетов», в котором участвовали их братья Милтон (Marx, Milton; Гуммо; 1894–1977) и Герберт (Marx, Herbert; Зеппо; 1901–79), а также их мать Минни, сестра популярного комика Эла Шина (Шонберга; 1868–1949). Во второй половине 1910-х гг. образовали (без участия матери) ансамбль «Соловьи», выступавший с 1918 г. в нью-йоркском «Палас-театре». На Бродвее дебютировали в 1924 г. ревю «Я сказал бы, что она есть». Их основным сценаристом был Джулиус.

К этому времени каждый из участников создал постоянную комедийную маску: Чико — медлительный иммигрант-итальянец, пианист-виртуоз, с запозданием врывающийся в действие неуместными импровизациями; Граучо (Ворчун) — усатый делец с неизменной сигарой во рту, поражающий всех каламбурами и двусмысленными анекдотами; Харпо (название по арфе, с которой почти не расставался) — молчаливый клоун-волокита и разрушитель всего, что попадает под руку; Зеппо — его партнер-резонер; Гуммо — эксцентричный зритель с бурной реакцией. Их сценические фарсы, отснятые для экрана («Кокосовые орешки», 1929; «Расписные пряники», 1930), стали этапными в развитии американской кинокомедии. Сочетание поэтики немого кино (утрированные жест и мимика, обилие крупных планов, неизменность в ряде фильмов маски и характера комического киногероя) с возможностями звукового (музыкальная эксцентриада, словесные перепалки, шумы и т. п.) позволяли братьям Маркс создавать экстравагантное кинозрелище, где грубоватые шутки и музыкальная импровизация сопровождали кинотрюки и абсурдные поступки (глотание телефонных аппаратов, превращение мебели в щепки и т. п.), совершаемые в фантастически быстром темпе. Комизм парадоксальных ситуаций, алогизм поведения киногероев, блестящая актерская техника и врожденная музыкальность братьев Маркс обеспечили долгую жизнь на экране их фильмам 1930–40-х гг. (без участия Зеппо и Гуммо, ставших театральными агентами): «Утиный суп» (1932), «Ночь в опере» (1935), «День в скачках» (1940), «Ночь в Касабланке» (1946). В 1957 г. трое братьев Маркс снялись в фильме «История человечества». В 1973 Джулиус получил премию «Оскар» за выступления на телевидении.

Автобиографии «Говорит Харпо» и «Граучо и я» вышли в свет в 1961 г. и 1959 г. (соответственно). Джулиус Маркс издал также «Воспоминания паршивого любовника» (1963) и «Письма Граучо» (1967).

Смотрите также

Ма‘алот-Таршиха

Маймонид

Мане-Кац

Мизра

Модильяни Франко