Масада
МАСА́ДА (מְצָדָה, Мецада), крепость у южной оконечности Мёртвого моря (в 25 км к югу от Эйн-Геди) на вершине горы (около 450 м), отстроенная Иродом I между 37 г. и 31 г. до н. э. и ставшая последним оплотом зелотов во время антиримского восстания 66–73 гг. н. э. (см. Иудейская война I).
Согласно Иосифу Флавию, Масада была впервые укреплена первосвященником Ионатаном, однако неясно, имеется ли в виду Ионатан Хасмоней, брат Иехуды Маккавея (середина 2 в. до н. э.), или Александр Яннай (103–76 гг. до н. э.), также именовавшийся Ионатаном. В 40 г. до н. э., когда парфяне возвели на престол Иудеи Антигона II, Ирод бежал из Иерусалима в Масаду и, оставив там семью и брата Иосефа под защитой 800 воинов, отправился в Рим. Антигон осадил Масаду, но ее защитники, страдавшие от недостатка воды, были спасены внезапным дождем, наполнившим водой ямы и расселины. В 37 г. до н. э., воцарившись в Иудее, Ирод превратил Масаду в мощную крепость, которая могла бы служить убежищем в случае восстания или вторжения войск египетской царицы Клеопатры.
В 6–66 гг. н. э. в Масаде, по-видимому, размещался римский гарнизон. В 66 г., с начала Иудейской войны, Менахем, сын Иехуды Галилеянина, во главе отряда зелотов захватил Масаду. После убийства Менахема в междоусобице в Иерусалиме Эл‘азар бен Яир, племянник Менахема, бежал в Масаду, где возглавлял еврейский гарнизон вплоть до падения крепости в 73 г. На протяжении восстания крепость служила убежищем для всех, кому угрожала опасность быть схваченным римлянами. В 72 г. Масада осталась единственным очагом восстания в стране, и Флавий Сильва осадил крепость силами Десятого легиона (сохранились следы восьми лагерей). Римляне насыпали осадной вал высотой около 70 м (сохранился до наших дней), по которому передвигался таран. Когда после длительной осады им удалось пробить брешь в крепостной стене, Эл‘азар убедил защитников покончить с собой, чтобы не попасть в руки римлян; Иосиф Флавий, ссылаясь на рассказ двух женщин, которые с пятью детьми спаслись в пещере, повествует о последних часах защитников крепости: мужчины убили жен и детей, а затем по жребию — друг друга. Последний из 960 осажденных поджег крепость и покончил с собой. После падения Масады там размещался римский гарнизон (до 111 г.).
Масада была впервые идентифицирована Э. Робинсоном в 1838 г. В 1842 г. Масаду посетили американский миссионер С. У. Уолкотт и английский художник Типпинг. В 1851 г. Л. Ф. де Сольси составил первый план Масады. В 1867 г. здесь побывал Ч. Уоррен, в 1875 г. — К. Р. Кондер, составивший карту Масады. В 1909 г. А. В. Домашевски и Р. Э. Брюннов провели детальное исследование остатков римских лагерей возле крепости. В 1932 г. раскопки Масады производил А. Шультен. В 1953 г. израильские археологи Ш. Гутман и А. Аллон исследовали систему водоснабжения крепости и произвели раскопки одного из римских лагерей. Раскопки 1955 г. (М. Ави-Иона и Н. Авигад) и 1956 г. (И. Ахарони и Ш. Гутман) позволили установить очертания крепостных сооружений и составить план цитадели. Основные раскопки в Масаде были произведены в 1963–65 гг. И. Ядином, возглавлявшим большую археологическую экспедицию (сотни добровольцев со всего мира). В ходе раскопок была расчищена почти вся застроенная часть скалы и произведена частичная реставрация древних построек. Раскопки обнаружили между прочим остатки поселения эпохи энеолита (4 тыс. до н. э.), а также водосборники доиродианского периода; многочисленные монеты Александра Янная позволяют заключить, что водосборники принадлежат к периоду Хасмонеев.
Крепость иродианского периода, занимавшая всю площадь по срезу вершины горы ромбовидной формы (около 650X250 м), была обнесена двойной стеной (периметр — около 1400 м), внутреннее пространство которой было разделено на казематы (около 70). В стене было 30 башен и четверо ворот, оформленных в виде квадратных комнат с двумя входами, мощеным полом и сиденьями вдоль стен, украшенных фресками. Водоснабжение крепости осуществлялось с помощью открытых оштукатуренных каналов для отвода дождевой воды из двух каньонов к западу от Масады в 12 водосборных цистерн, высеченных двумя параллельными рядами на северо-западном склоне горы (общая емкость — около 40 тыс. куб. м). Отсюда вода вручную доставлялась в другие цистерны на вершине горы, в большинстве подземные.
На обрывистом уступе северного склона располагался трехъярусный царский дворец. Верхний ярус на оконечности скалы, отделенный от остальной крепости стеной с единственным узким проходом, представляет собой большой полукруглый балкон; четырехкомнатное строение в его южной части — по две комнаты с каждой стороны — служило, по всей видимости, личными покоями царя. Черно-белый мозаичный с геометрическими узорами пол покоев — одна из самых ранних мозаик, обнаруженных на территории Эрец-Исраэль. Стены и потолки были украшены фресками. По фасаду балкона был, по-видимому, расположен ряд колонн. Средний ярус дворца — терраса (20 м ниже верхнего яруса) с двумя круглыми концентрическими стенами, служившими основанием колоннады верхнего яруса; в восточной части была расположена большая комната с декорированными фресками стенами и крытая колоннада. Нижняя терраса (15 м ниже среднего яруса) представляет собой приподнятую квадратную платформу, окруженную низкой стеной, служившей основанием колоннады; стена была частично покрыта фреской, имитирующей мраморную панель. В восточной части террасы находилась маленькая баня в римском стиле. Два нижних яруса дворца, очевидно, служили местом отдыха. В дополнение к северному дворцу-вилле Ирод построил официальную резиденцию в западной части крепости. Здание, занимающее площадь 4 тыс. кв. м, включало десятки помещений. В юго-восточной части здания находились царские покои, расположенные по периметру прямоугольного внутреннего двора, среди которых — большой зал для приемов с великолепным мозаичным полом, соединенный с тронным залом, служебные помещения, бани с ваннами и бассейном с холодной водой, украшенные мозаикой. В северо-восточной части здания располагались мастерские, в юго-западной части — складские помещения, в северо-западной — служебные комнаты. Три небольших, богато декорированных дворца, располагавшихся рядом, принадлежали, по-видимому, членам семьи Ирода. Около одного из этих дворцов находился большой плавательный бассейн с широкими оштукатуренными ступенями. К югу от северного дворца находилась большая баня в римском стиле в четыре комнаты с двором, напоминающая аналогичные сооружения в Помпее и Геркулануме, а также в других дворцах Ирода — в Иерихоне и Геродионе. Баня была богато украшена мозаикой и фресками. К востоку и югу от бани находились склады, состоявшие из узких длинных помещений (11 комнат), сооруженных из больших каменных плит.
Находки, относящиеся к семилетнему периоду (66–73) господства зелотов, проливают свет на их образ жизни в Масаде и на период окончания Иудейской войны. Роскошные иродианские дворцы и относительно небольшое число жилых помещений не соответствовали потребностям зелотов, которые превратили дворцы в общественные помещения и командные посты и использовали их декоративные части в качестве строительных материалов для своих жилищ. Северный дворец служил, по всей видимости, административным центром и укрепленной позицией повстанцев. Залы и дворы малых дворцов были разгорожены на комнаты, служившие жилищами для семей повстанцев. Большинство зелотов жило в казематах крепостной стены и землянках, примыкающих к стене и внутренним сооружениям. В комнатах, пощаженных пожаром, были обнаружены остатки утвари зелотов — одежда, кожи, корзины, изделия из бронзы, камня, стекла и т. п. Кучи пепла с остатками личных вещей показывают, что осажденные перед смертью уничтожили свое имущество. Были обнаружены множество монет (два клада шекелей), алебастровые и золотые сосуды, несколько фрагментов рукописей. Башни использовались главным образом в качестве общественных помещений и мастерских (пекарни, кожевенные мастерские и т. п.). Зелоты устроили в Масаде несколько микве — в северной и южной частях крепости, — полностью отвечающие требованиям Галахи. В стене было обнаружено сооруженное зелотами помещение, которое, несомненно, служило синагогой и является самой ранней из всех известных синагог (аналогичная синагога зелотов была найдена в Геродионе). При раскопках были обнаружены 25 скелетов мужчин, женщин и детей в маленькой пещере в южной части скалы; в 1969 г. останки были захоронены с воинскими почестями. Из 700 остраконов с надписями на иврите и арамейском языке 11 выполнены одной и той же рукой и содержат лишь одно имя каждый; возможно, что они были изготовлены для жеребьевки, при помощи которой, согласно Флавию, последние десять человек, оставшиеся в живых, решали, кто из них убьет девять остальных, а затем покончит с собой. В Масаде были найдены остатки 14 свитков, содержащих апокрифические (см. Апокрифы и псевдоэпиграфы) и сектантские тексты, причем один из них — фрагмент Песен субботней службы — идентичен свитку, найденному в Кумране (см. также Мёртвого моря свитки).
В византийский период (5–6 вв.) на Масаде была возведена небольшая церковь с мозаичным полом. К западу от церкви находилась трапезная и кухня. Немногочисленные монахи жили в пещерах и в каменных кельях, разбросанных по вершине горы.
После реконструкции Масада стала одним из наиболее посещаемых туристических центров Израиля. В 1971 г. на восточном склоне горы была сооружена канатная дорога.
Масада служит символом национального героизма еврейского народа: на Масаде новобранцы бронетанковых войск принимают воинскую присягу и дают клятву: «Масада больше не падет!» (строка из поэмы И. Ламдана «Масада»).