Масличная гора

МАСЛИ́ЧНАЯ ГОРА́ (הַר הַזֵּיתִים, Хар-ха-Зейтим; в русской традиции гора Елеонская), возвышенность, тянущаяся с севера на юг против восточной стены Старого города Иерусалима, по другую сторону долины Кидрон. Масличная гора имеет три вершины. На северной вершине (826 м над уровнем моря), ныне обычно называемой горой Скопус (הַר הַצּוֹפִים, Хар ха-Цофим), расположен кампус Еврейского университета в Иерусалиме; на средней вершине (814 м) — Лютеранский центр с благотворительной больницей имени германской императрицы Августы Виктории (1910), на южной вершине (816 м) — арабское село Ат-Тур (от арамейского названия Масличной горы — Тура-ейта). На южной оконечности Масличной горы, на ее западных и южных склонах, расположены: еврейское кладбище, святость которого определяется его непосредственной близостью к долине Кидрон; так называемые Могилы пророков — пещера с 36 погребальными нишами, где, согласно еврейской традиции, похоронены пророки Хаггай, Мал’ахи и Зхария; многие христианские святыни (Гефсиманский сад, гробница Девы Марии, русский монастырь Марии Магдалины и другие). См. также Иерусалим, Кидрон.

В Библии Масличная гора (Ма‘але-ха-зейтим, `Масличный подъем`) упоминается как место, где Давид поклонялся Богу (II Сам. 15:30–32). Возможно, название связано с происходившей на этом месте церемонией помазания первосвященником царя. Видимо, на южном отроге Масличной горы (Машха) Соломон построил капища для своих иноземных жен (I Ц. 11:7). Иехезкель (11:23) в пророчестве о конце дней уделяет особое место Масличной горе: «И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города». Собственно название Масличная гора впервые встречается у пророка Зхарии (14:4): «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицом Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу...» В эпоху Второго храма Масличная гора была соединена мостом (возможно, двумя) с Храмовой горой, и на ней зажигались огни для оповещения о наступлении новолуния (см. Календарь). Во время осады Иерусалима силами Тита в конце Иудейской войны на северной вершине Масличной горы (Скопусе) стоял лагерем Десятый легион.

После того, как арабские завоеватели позволили евреям возвратиться в Иерусалим и началось паломничество евреев диаспоры в Иерусалим, а особенно — с конца 8 в., когда евреям был закрыт доступ на Храмовую гору, Масличная гора приобрела особое значение: здесь в праздник Хоша‘на Рабба глава академии Эрец-Исраэль (см. Иешивы) зачитывал «Объявление Масличной горы», устанавливающее календарные сроки новолуний, праздников и т. п., и назначал членов Синедриона. Выбор Масличной горы в качестве места общественных собраний связан с мидрашистской традицией (см. Мидраш) и сложившимся представлением о Масличной горе как «месте престола Господня», что отражено в письмах глав академии.

С еврейским кладбищем на склоне Масличной горы связана традиция, согласно которой в конце дней Мессия взойдет на Масличную гору и оттуда, по звуку трубы Иехезкеля, начнется воскресение из мертвых (ср. Иех. 37). Захоронение здесь началось еще в эпоху Первого храма, о чем свидетельствуют многие катакомбы между и под домами арабского квартала Силуан (см. Шиллоах). В эпоху Второго храма кладбище сдвинулось на север, покрывая склоны Масличной горы (от этого периода сохранились так называемый Яд Авшалом — см. Авшалом, традиционная гробница Зхарии бен Иехояды — см. II Хр. 24:20–22, и другие). Остальные памятники относятся в основном к последним векам.

В ходе Войны за Независимость Иордания установила контроль над всей Масличной горой, за исключением университетского кампуса, ставшего израильским анклавом (в этих условиях деятельность университета была невозможна, и со временем был построен новый кампус Еврейского университета в районе Гив‘ат-Рам). Еврейское кладбище было осквернено, многие надгробия разрушены, а могильные плиты использовались для мощения дорог. После 1967 г., когда Масличная гора полностью перешла под контроль Израиля, еврейское кладбище было реставрировано и стало доступно для захоронения. Возобновилась деятельность Еврейского университета на Скопусе, где был возведен новый кампус.

Смотрите также

ма‘бара

Малер Густав

Мендес да Коста Иосеф

Мицпа

Монпелье