Мегиллат Та‘анит
МЕГИЛЛА́Т ТА‘АНИ́Т (מְגִלַּת תַּעֲנִית, что можно перевести как `свиток [дней, запрещенных для] поста`), сочинение на арамейском языке, написанное или окончательно отредактированное, по-видимому, незадолго до разрушения Второго храма, во всяком случае, — не позднее Бар-Кохбы восстания. Мегиллат Та‘анит представляет собой список 36 дней, ознаменованных благоприятными для евреев историческими событиями, в том числе победами над врагом, и потому запрещенных для поста. Согласно Талмуду (Шаб. 13б), Мегиллат Та‘анит составили Ханания бен Хизкия бен Гарон и его ученики, однако в добавлении к Мегиллат Та‘анит составителем назван также сын Ханании Эли‘эзер, известный как один из лидеров антиримского восстания (Иосиф Флавий, Война. 2:409). В послеталмудический период к Мегиллат Та‘анит были добавлены глоссы на мишнаитском (см. Мишна) иврите, в основе которых лежит I книга Маккавеев, талмудическая (см. Талмуд) литература, а также устные предания, неизвестные из других источников. Позднее текст Мегиллат Та‘анит дополнялся примечаниями и пояснениями, заимствованными главным образом из Вавилонского Талмуда, вследствие чего возникли две — испанская и итальянская — версии Мегиллат Та‘анит.
Среди дат дохасмонейской эпохи, перечисленных в Мегиллат Та‘анит, — Пурим и «отсроченный» («второй») Песах (14 ияра /см. Календарь/); из дат периода Хасмонеев — 23 ияра (капитуляция греческого гарнизона Иерусалима), 14, 15 и 16 сивана (завоевание Бет-Цура Шим‘оном Хасмонеем и Бет-Шеана сыновьями Иоханана Гиркана I), 21 кислева (в память о разрушении храма самаритян Иохананом Гирканом I), 25 кислева (взятие Иерусалима Иехудой Маккавеем и восстановление храмовой службы), 13 адара (победа Иехуды Маккавея над Никанором); даты периода римского владычества — 3 кислева (удаление изображений римского императора из Храма, по всей видимости, в прокуратуру Понтия Пилата), 25 сивана (прекращение выплаты налогов римскому императору в 66 г. н. э., перед началом Иудейской войны I) и т. п. Мегиллат Та‘анит не содержит явного упоминания событий после 67 г. н. э. (возможно, за исключением некоторых дат, которые труднее привязать к известным нам событиям).
Особый характер перечисленных в Мегиллат Та‘анит дат соблюдался до 3 в. н. э., после чего запрещение поста в эти дни было отменено (ТИ., Та‘ан. 2:13, 66а). Рукопись Мегиллат Та‘анит 13 в. хранится в Палатинской библиотеке в Парме (коллекция Деи Росси); первое печатное издание — Мантуя, 1513; критическое издание с введением, комментариями и немецким переводом было опубликовано в 1931–32 гг.
Мегиллат Та‘анит обладает исторической ценностью, предоставляя параллели фактам и датам, упоминаемым Иосифом Флавием.