мелавве-малка

МЕЛАВВЕ́-МАЛКА́ (מְלַוֵּה מַלְכָּה, буквально `проводы царицы`; от выражения «царица-суббота»), название праздничной трапезы на исходе субботы. Истоки обычая восходят к Талмуду, требующему отмечать исход субботы за праздничным столом. Постепенно мелавве-малка превратилась в намеренное продление празднования субботы. Каббалисты (см. Каббала) и хасиды (см. Хасидизм), стремясь «удержать» почетную гостью-субботу как можно дольше, придают большое значение этому обычаю. Трапеза у хасидов сопровождается пением особых змирот и рассказыванием историй, героями которых являются цаддики. Предпочтение отдается рассказам об Исраэле бен Эли‘эзере Ба‘ал-Шем-Тове. Во многих хасидских общинах мелавве-малка проводится в синагоге.

Мелавве-малка известна также под названием се‘удат Давид (`трапеза Давида`), что основано на талмудическом предании, согласно которому царь Давид, после того, как Бог уведомил его, что он умрет в субботу, с особой радостью праздновал начало каждой недели, означавшее для него продление жизни по меньшей мере еще на шесть дней.

Один из наиболее популярных гимнов, исполняющихся за трапезой мелавве-малка, — «Элияху ха-нави» («Пророк Илия»), авторство которого приписывается Меиру бен Баруху из Ротенбурга. Гимн приветствует Илию как предвестника Мессии, о приходе которого он, согласно преданию, объявит на исходе субботы. Среди других змирот мелавве-малка — «Бе-моцаэй иом менуха» («На исходе дня отдыха») Я‘акова Менеи Хазака (14 в.), «Аддир айом ве-нора, иш хасид» («Велик, грозен и страшен, исполнен благочестия...») Ишая бен Мордехая Хазака (13 в.) и «Амар Адонай ле-Я‘аков» («Сказал Господь Иакову...»).

Смотрите также

махзор

Мегилла

Мендес да Коста Иосеф

Минковский Герман

музеи