Мессерер Асаф

МЕССЕРЕ́Р АСАФ Михайлович (1903, Вильна, ныне Вильнюс, – 1992, Москва), советский артист балета, балетмейстер и педагог. В 1919–21 гг. учился в Московском хореографическом училище (класс А. Горского), по окончании которого был принят в труппу Большого театра; до 1954 г. — ведущий солист. Исполнительский стиль Мессерера отличался благородной мужественной манерой, жизнерадостностью, виртуозностью и эмоциональностью. Мессерер значительно обогатил технику мужского танца. Среди лучших партий: Базиль («Дон Кихот» Л. Минкуса), Зигфрид («Лебединое озеро» П. Чайковского), Колен («Тщетная предосторожность» П. Л. Гертеля), Филипп («Пламя Парижа» Б. Асафьева), Божок и Жонглер («Красный мак» Р. Глиэра), Петрушка («Петрушка» И. Стравинского), Фанатик («Саламбо» А. Арендса) и другие, а также – концертный номер «Футболист» (собственная постановка на музыку А. Цфасмана, 1906–71). В 1925–74 гг. был также балетмейстером; среди его постановок — балеты «Фея кукол» (1925), «Тщетная предосторожность» (1930), «Спящая красавица» (1936), «Коппелия» (1974). Особо выделяются его постановки балетов «Лебединое озеро» (1937, новая постановка 4-го акта — 1951 г.) и «Класс-концерт» (1960, на музыку Д. Шостаковича), в которой Мессерер художественно обобщил принципы русской и советской школ классического танца. Преподавал с 1921 г., в 1923–60 гг. — в Московском хореографическом училище, с 1946 г. работает также в классе усовершенствования артистов балета в Большом театре. Также работал как педагог и балетмейстер в Брюсселе в 1961–62 гг.). Снимался в фильмах «Большой концерт» и «Концерт-вальс».

Лауреат Сталинских премий (1941, 1947), народный артист СССР (с 1976). Автор книг «Уроки классического танца» (1967) и «Танец. Мысль. Время» (1979).

Сестра Мессерера, Суламифь (1908–2004), балерина и педагог. Окончив в 1926 г. Московское хореографическое училище, стала солисткой Большого театра (до 1950 г.). Ее танец отличался виртуозностью, яркой экспрессивностью и введением сложных элементов пластической гимнастики. Особым успехом пользовались исполненные ею характерные роли: Китри («Дон Кихот»), Зарема («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева), Лиза («Тщетная предосторожность»), Жанна («Пламя Парижа»; Сталинская премия, 1947) и другие. В 1938-60 гг. преподавала в Московском хореографическом училище. Работая как педагог в Японии (наездами с 1960 г.), попросила вместе с сыном Михаилом Мессерером (родился в 1949 г.; солист Большого театра и хореограф) в январе 1980 г. политическое убежище в американском посольстве и поселилась в США, где преподавала балетное искусство. Выезжала работать в Лондон и Стокгольм, в 1988 г. дала в Израиле несколько уроков в студии «Молодой балет Иерусалима».

Сын Мессерера, Борис (родился в 1933 г., Москва), художник. В 1956 г. окончил Московский архитектурный институт. В 1956–57 гг. принимал участие в создании панно «Москва» для главного павильона всемирной выставки «ЭКСПО-58» в Брюсселе. С 1957 г. постоянно участвует в советских, российских и международных художественных выставках. С 1959 г. начал работать как книжный оформитель. С 1960 г. работа в театре стала одним из основных направлений творчества Мессерера, он оформил более сотни спектаклей в Большом театре, МХАТе, «Современнике», Мариинском (Кировском) театре, оперных и драматических театрах Тбилиси, Баку. Еревана, Новосибирска, Душанбе, Лейпцига, Люблян, Софии, Лос-Анджелеса и других городов. Работает также как художник кино- и телевизионных фильмов. В 1979 г. вместе с В. Аксеновым (1932–2009), Е. Поповым и В. Ерофеевым стал одним из создателей альманаха «Метрополь».

Племянники Асафа Мессерера — артисты балета и балетмейстеры Майя Плисецкая и ее брат Азарий Плисецкий.

Смотрите также

Маргалит-Кальварийский Хаим

Мегед Ахарон

миграции

Моди‘ин

Муассан Анри