Мизрах

МИЗРА́Х (מִזְרָח, буквально `восток`), принятое у евреев стран Запада условное наименование направления к Храмовой горе в Иерусалиме, куда следует обращаться лицом во время молитвы. То же название носят в этих странах стена синагоги, обращенная в сторону Иерусалима, и декоративная табличка (часто из резной бумаги, иногда с надписью «От восхода солнца до захода прославляемо имя Господне» — Пс. 113 [в русской традиции 112]:3), которой отмечается эта стена в некоторых синагогах и частных домах.

Обычай обращаться во время молитвы лицом к Иерусалимскому храму имеет библейские истоки (I Ц. 8:33, 44, 48; II Хр. 6:34, 38; Дан. 6:10–11). Мишна установила это в качестве правила (Бр. 4:5), а Гемара разъясняет, что евреи, находящиеся в диаспоре, должны во время молитвы обращаться лицом к Эрец-Исраэль, в Эрец-Исраэль — к Иерусалиму, в Иерусалиме — к Храму, а в самом Храме — к Святая святых. Раскопки древних синагог показывают, что древнейшие из них обращены входом к Иерусалиму, так что их портал указывает священное направление. Иначе устроена синагога в Дура-Европос на реке Евфрат (3 в.). Здесь вход находился в восточной стене, противоположной Иерусалиму, но в обращенной к нему западной стене была сделана небольшая ниша для свитка Торы (см. Ковчег Завета). В Эрец-Исраэль синагоги с такой планировкой получают распространение с 5–6 вв. Маймонид, на основе Чис. 3:38 установил правило, по которому дверь синагоги должна быть обращена на восток, а алтарь должен находиться у стены, лицом к которой евреи данной местности молятся. Шулхан арух принимает это правило с добавлением: во избежание впечатления, что молящиеся поклоняются солнцу, следует обращаться не прямо на восток, а на юго-восток.

Если еврей не может определить, с какой стороны находится Иерусалим, ему предписано «обратиться к Сиону сердцем».

Смотрите также

Мангер Ицик

мезуза

Менара

Мешуллам из Вольтерры

Мишна