Могилёв

МОГИЛЁВ (на Днепре), центр Могилёвской области Республики Беларусь (см. Белоруссия). Был крупнейшим городом Белоруссии в составе Польско-Литовского государства. Еврейская община существовала в Могилёве с 16 в. Так, в 1522 г. откупщику и ростовщику (см. Ссуда денежная) И. М. Юзефовичу были отданы в аренду весовой сбор, воскобойня и корчмы в Могилёве. Община находилась в постоянном конфликте с христианским населением города (в основном из-за экономической конкуренции), неоднократно требовавшим у королевских властей ограничения прав евреев и даже их изгнания из Могилёва. В 1585 г. король Стефан Баторий формально согласился с требованиями горожан изгнать евреев и издал указ, который, однако, не был приведен в исполнение. В начале 17 в. в Могилёве была открыта синагога. В 1626 г. евреям было запрещено проживание в пределах городского вала, но и этот указ не был исполнен. В 1645 г. бургомистр Могилёва возглавил еврейский погром. В 1646 г. евреям было запрещено снимать квартиры вне еврейского квартала. Во время польско-русской войны в 1654 г. горожане согласились сдать город осадившей его русской армии при условии сохранения в Могилёве внутреннего самоуправления и изгнания из него евреев. Через несколько дней после занятия Могилёва русскими войсками евреи, которых созвали, пообещав проводить к полякам, были выведены из города и перебиты в овраге; те, кто остались в городе, были подвергнуты насильственному крещению. Вскоре был издан указ, запрещающий евреям жить в Могилёве. Вплоть до 20 в. в синагогах Могилёва в день истребления местных евреев читалась специальная молитва.

После возвращения в Могилёв польских войск еврейская община была восстановлена (1655), большинство выкрестов вернулось в иудаизм. В 1656 г. король Ян II Казимир запретил евреям строить дома и иметь лавки в пределах городского вала, но и этот запрет, по-видимому, не был исполнен. Движение Саббатая Цви нашло в Могилёве своих приверженцев и противников. Положение евреев Могилёва улучшилось при короле Яне III Собеском (1674–96), который разрешил им в 1676 г. строить дома, заниматься торговлей, иметь две еврейские школы, с которых не брали налогов. С 1678 г. евреям было разрешено свободно проживать в Могилёве, в 1680 г. была открыта вторая синагога. В 1692 г. на евреев был возведен кровавый навет. В 1708 г. городской магистрат передал находившиеся в ведении евреев дорожный и другие сборы городу. В 1729 г. была запрещена сдача евреям в аренду городских весов и мельниц.

В 1776 г. в Могилёве и окрестных деревнях насчитывалось 642 еврея — плательщика подушного налога. Община Могилёва достигла значительного процветания. Основными занятиями евреев были винокурение (см. Спиртные напитки) и пивоварение, а также откуп государственных налогов. В Литовском ва‘аде община Могилёва относилась к Брестскому округу. После присоединения к России, с 1772 г. по 1796 г., Могилёв был центром Могилёвской губернии (вновь — с 1802 г.).

В конце 18 в. среди зажиточных купцов появилось несколько маскилим, например, Я. Гирш, автор проекта создания в Белоруссии сети еврейских школ с преподаванием общеобразовательных предметов и ремесел, представленного им в 1783 г. в правительственную комиссию об училищах в Санкт-Петербурге. В 1847 г. в Могилёве проживало 7897 евреев. Евреи играли главную роль в торговле Могилёва с Ригой, Мемелем (Клайпеда), Кенигсбергом, Данцигом (Гданьск) и южными городами России. Несмотря на преобладающее влияние митнагдим, община Могилёва была одной из немногих в Белоруссии, где хасидизм Хабада имел многочисленных сторонников. Первая хасидская синагога была построена в 1803 г. В 1897 г. в Могилёве проживало 21 539 евреев (около 50% населения), в 1911 г. — 32 634 еврея (46,8%). Основными занятиями евреев были торговля хлебом и ремесла, главным образом кожевенное, находившееся почти полностью в их руках. Евреям принадлежало свыше 100 фабрик и заводов, в том числе спичечные, свечные, меховые и другие фабрики, кирпичный, колесный, пивоваренный, водочный и другие заводы. В 19 в. существовали организации взаимопомощи еврейских ремесленников по специальностям, куда входили и хозяева, и рабочие; эти организации оказывали помощь нуждающимся членам, имели свои синагоги. В начале 1860-х гг. из четырех ратманов городского магистрата двое были евреями: Я. Драбкин и Ш. Я. Ноткин.

В октябре 1904 г. солдаты, мобилизованные на войну с Японией, устроили в Могилёве еврейский погром. В 1911 г. в Могилёве действовали 38 синагог и молитвенных домов (13 из них были хасидскими), 45 хедеров, талмуд-тора, иешива, начальное еврейское училище, еврейская женская четырехклассная прогимназия и другие учебные заведения. Многие еврейские дети учились в частных средних учебных заведениях, например, в перворазрядном учебном заведении Могилёва из 139 учеников 133 были евреями, в двух частных женских гимназиях из 368 учениц — 173 еврейки. В городе существовали различные еврейские филантропические (см. Филантропия) организации, крупнейшей из которых было Общество пособия бедным евреям, содержавшее 22 богадельни. Могилёв был одним из центров деятельности Бунда и сионистов (см. Сионизм). Действовало общество древнееврейского языка «Иврия». В 1917 г. вышло несколько номеров газеты «Еврейское слово», органа сионистской организации Могилёва. С мая 1917 г. председателем могилёвского Совета рабочих и солдатских депутатов был эсер-максималист М. Гольман (1894–1937).

С установлением советской власти община Могилёва пришла в упадок. Были закрыты все хедеры и большинство синагог и молитвенных домов, ликвидированы все сионистские организации. В 1926 г. в Могилёве проживало 17 105 евреев (34,1%). Значительная их часть была занята в кооперированной кустарной промышленности. В начале 1920-х гг. в Могилёве при помощи Джойнта функционировало три еврейских детских дома, восемь еврейских детских садов, шесть школ первой ступени. В 1920–30-х гг. работали государственные школы с преподаванием большинства предметов на языке идиш, в 1930-х гг. — еврейский сельскохозяйственный техникум. Большинство еврейских учебных заведений было закрыто к концу 1930-х гг. В 1939 г. в Могилёве проживало 19 715 евреев (19,83% населения).

27 июля 1941 г. немецкие войска оккупировали Могилёв. Многие евреи к этому времени успели эвакуироваться, оставшиеся были заключены в гетто, организованное немцами в районе речки Дубровенки. В Могилёве была размещена эйнзацкоманда 9 эйнзацгруппен «Б», которая при помощи войск СС (см. СС и СД), полицейского батальона, частей вермахта и местных коллаборационистов уничтожила в Могилёве в сентябре–октябре 1941 г. более восьми тысяч евреев. В это же время часть евреев Могилёва была депортирована в концентрационные лагеря Транснистрии. Осенью 1941 г. в Могилёве был создан еврейский концентрационный лагерь. После ликвидации гетто в конце 1941 г. евреи оставались в рабочем лагере, в который в мае 1942 г. были депортированы около четырехсот евреев из Слонима. В сентябре 1943 г. лагерь был ликвидирован, его последние узники депортированы в Майданек.

В развертывании партизанского движения и организации подпольной работы в Могилёве большую роль сыграли: Г. Эйдинов (1908–77), первый заместитель председателя Белорусского штаба партизанского движения; секретарь горкома И. Хавкин (?–1941), инструкторы ЦК партии Я. Аронов, С. Гласов, командир партизанского отряда Д. Федотов.

Когда 2 июня 1944 г. Могилёв был освобожден советской армией, в нем не было евреев. В 1946 г. еврейское население Могилёва насчитывало около восьми тыс. человек. В 1959 г. власти закрыли последнюю в городе синагогу. По переписи 1959 г., в Могилёве проживало 7700 евреев, по переписи 1970 г. — 8046; в 1979 г. — 7771 еврей (2,1% населения), в 1989 г. — 6670 евреев (1,9%). В 1989–2004 гг. большинство евреев Могилёва уехали в Израиль, США, Германию, Канаду или другие страны мира. По переписи населения в Республике Беларусь 1999 г., в Могилёве проживало 1698 евреев.

В сентябре 1990 г. в Могилёве было зарегистрировано Общество еврейской культуры (председатель Н. Иоффе). В городе функционирует синагога (раввин М. Альперович). В октябре 2004 г. администрация города предложила вернуть здание старинной синагоги еврейской общине. В городе есть еврейская община (председатель Е. Генелис), община реформистов (см. Реформизм в иудаизме), еврейская воскресная школа, юношеский клуб, еврейское концертно-филармоническое общество, клуб еврейских семей, фонд «Возрождение».

В 1996 г. в Могилёве вышли три номера газеты «Еврейский акцент» (на русском языке). В 2002 г. в Могилёве был установлен памятник Праведникам народов мира (см. Хасидей уммот ха-‘олам).

Смотрите также

Маршалл Луи

Мерас Ицхак

Могилёв-Подольский

Моди‘ин

Моногамия и полигамия