Моравиа Альберто

МОРА́ВИА Альберто (псевдоним, настоящая фамилия Пинкерле; Moravia, Alberto; 1907, Рим, – 1990, там же), итальянский писатель. Его отец, архитектор и художник Карло Пинкерле, происходил из венецианской еврейской семьи Конельяно-Венето; мать Тереза Иджиния де Маринес — католичка. Вскоре после рождения Моравиа был крещен. Печатался с 1925 г. В 1930–38 гг. Моравиа как корреспондент различных периодических изданий посетил многие страны, в том числе Германию. Мировую известность принес Моравиа уже первый его роман «Равнодушные» (1929; русский перевод 1976) о бездуховности и меркантильности молодежи Италии при фашистском режиме. Освещение социально-психологической проблематики в последующем творчестве Моравиа приобретает сатирическую окраску, антифашистскую и крайне антибуржуазную направленность (романы «Обманутые ожидания», 1935; «Маскарад», 1941, были запрещены и внесены в «Список книг еврейских авторов» Министерства народного просвещения). Из-за расовых преследований автору при фашистском режиме пришлось отказаться от основного псевдонима и подписываться другими, среди которых наиболее известен Псеудо. В этот период Моравиа зарабатывал на жизнь анонимными киносценариями.

Во время нацистской оккупации Моравиа скрывался в горах (близ города Фонди). После освобождения Рима (1944) сотрудничал в левой печати. В сборнике антифашистских рассказов «Эпидемия» (1944; написаны ранее) звучат мрачная аллегория, скептицизм и безнадежность. В послевоенных романах «Римлянка» (1947), «Неповиновение» (1948), «Супружеская любовь» (1949), «Приспособленец» (1951) Моравиа, показывая моральное разложение предвоенного общества, разоблачает фашизм с морально-этических позиций. Влияние неореализма отразилось в сборниках рассказов об обитателях столичных окраин и трущоб «Римские рассказы» (1954, русский перевод 1956), «Новые римские рассказы» (1959) и антивоенном романе о судьбе женщины из народа в годы Второй мировой войны «Чочара» (1957, русский перевод 1958). Произведения 1960-х – начала 1980-х гг. (романы «Скука», 1960; «Внимание», 1965; «Я и он», 1971; «Внутренняя жизнь», 1978; «1934», 1982; сборник рассказов «Автомат», 1963, русский перевод 1964; «Рай», 1970, русский перевод 1971; «Кто его знает», 1976, и др.) отражают духовное оскудение и отчуждение людей в современном «обществе потребления». Моравиа — автор пьес (например, трагедия «Беатриче Ченчи», 1955, русский перевод 1957), эссе («Человек как цель», 1964), путевых очерков («Месяц в СССР», 1958; «Культурная революция в Китае», 1967; «Какого ты племени?» [об Африке], 1972, русский перевод 1973, и др.). В творчестве Моравиа, окрашенном ироническим скепсисом, традиции критического реализма и эстетики натуралистического романа сочетаются с подчеркнутым интересом к сексуальности и психоанализу. Стиль Моравиа при некоторой тяжеловесности отличается строгой логичностью и ясностью. Многие из произведений Моравиа были экранизированы, а также отмечались наиболее престижными литературными премиями Италии — «Стрега», «Мардзотто», «Вареджо» и др.

Далекий в жизни от еврейства, Моравиа и в своем творчестве не касался еврейской тематики.

Смотрите также

Маггид из Дубно

Ма‘яни Амми

Менара

менора

Мечников Илья