Мордехай бен Хиллел ха-Кохен
МОРДЕХА́Й БЕН ХИЛЛЕ́Л ХА-КОХЕ́Н (1240?, Германия, – 1298, Нюрнберг), раввин и талмудист. Потомок Эли‘эзера бен Иоэля ха-Леви, родственник Ашера бен Иехиэля, ученик Меира бен Баруха из Ротенбурга. Жил в Госляре, затем в Нюрнберге, где погиб мученической смертью вместе со своей женой Зелдой и пятью детьми во время резни, устроенной рыцарем Риндфлейшем.
Мордехай бен Хиллел известен как составитель галахического (см. Галаха) свода «Сефер Мордехай» («Книга Мордехая», также «Мордехай») в стиле тосафот, представляющей собой глоссы к «Сефер ха-халахот» Ицхак Алфаси. Целью книги было, используя авторитет Алфаси, распространить труды по Галахе немецких и французских авторов. Многие из талмудических (см. Талмуд) авторитетов известны только благодаря тому, что их упоминает и цитирует Мордехай бен Хиллел. Большой объем книги и связанные с этим трудности рукописного копирования привели к возникновению многочисленных вариантов, которые можно объединить в две основные версии — рейнскую и австрийскую. Австрийская версия книги «Мордехай», имевшая хождение в Австрии, Венгрии и Богемии, цитировала главным образом австрийские и английские авторитеты; рейнская — основывалась на суждениях талмудистов, живших в Германии и Франции, и по объему была в три раза меньше австрийской.
В 1376 г. эльзасский раввин Шмуэль бен Ахарон Шлетштадт составил сокращенную рейнскую версию «Мордехай ха-катан» («Малый Мордехай»), добавив к этому свои глоссы «Хаггахот Мордехай» («Глоссы к Мордехаю») и некоторые отрывки из австрийской версии. Книгу «Мордехай» сокращали также более поздние переписчики и издатели. Впервые она была опубликована вместе с первым изданием Талмуда, а именно с трактатами «Брахот» и «Беца» (1483–84, Сончино, Италия), затем многократно переиздавалась, причем издатели, пытаясь примирить разные имевшиеся в их распоряжении версии, вносили новые расхождения в текст. В разных библиотеках мира сохранились рукописи и издания «Мордехая». Все они отличаются друг от друга и от первой, не сокращенной версии — так называемой «Мордехай ха-гадол» («Большой Мордехай»). Несмотря на запрет вводить галахические постановления, основываясь на книге «Мордехай», авторитет ее был очень высок, и ее использовали и цитировали такие известные талмудисты, как Моше Иссерлес, Исраэль Иссерлейн, Иосеф Каро, Иосеф Оттоленги (см. Оттоленги, семья) и другие.
Кроме книги «Мордехай» сохранились написанный Мордехаем бен Хиллелем трактат в стихах о законах кашрута и поэма о правилах огласовки (см. Иврит язык).