Морен Эдгар
МОРЕ́Н Эдгар (псевдоним, настоящая фамилия Нахум; Morin, Edgar; родился в 1921 г., Париж), французский социолог, мыслитель и писатель. Отец — мелкий торговец, сефард, эмигрировавший из Салоник во Францию перед Первой мировой войной. В 1939–40 гг. Морен изучал в Сорбонне историю. В 1940 г., после поражения Франции, Морен уехал в Тулузу, вступил в компартию Франции и участвовал в движении Сопротивления.
После войны Морен был репортером и главой Бюро информации во французской оккупационной зоне Германии (1945–46), по возвращении в Париж — главным редактором парижского коммунистического листка «Сражающийся патриот» (1947–50), позже — журнала «Аргументы» (1957–62). Научную карьеру Морен начал в 1946 г. в коммунистической Группе марксистских исследований (Париж). С начала 1950-х гг. в связи со Сланского процессом (Чехословакия) и делом Л. Райка (Венгрия) выступил против сталинизма и в 1951 г. был исключен из компартии. Однако он сохранил некоторые марксистские идеи («диалектика», «отчуждение» и т. п.).
С 1950 г. Морен работал в Национальном центре научных исследований. Вместе с Ж. Фридманом (1902–77) и Р. Бартом Морен участвовал в создании Центра исследований средств массовой коммуникации в Практической школе высших исследований в общественных науках (1959–60) и внес вклад в формирование французской социологии средств массовой информации в 1960–70-х гг. Он был также директором Центра междисциплинарных исследований (социология, антропология, политика), созданного при Школе высших исследований (1977–93).
Опубликовал более 30 книг и сотни статей по социологии, политике, культурной и философской антропологии, теории познания (эпистемологии, методологии социальных наук и т. п.), футурологии. Он не принял идей популярного во Франции структурализма, но испытал влияние феноменологии и экзистенциализма. Начав с изучения немецкого общества после поражения («Нулевой год Германии», 1946; «Германия — наша проблема», 1947), Морен продолжил социологические исследования на материале Франции («Коммуна во Франции», 1967; «Слухи в Орлеане», 1969; «Май 68: прорыв», 1968, в соавторстве). Он также обобщил свой американский опыт (в 1959–60 гг. проводил исследования в Институте биологии в Сан-Диего, Калифорния), отраженный в книге «Калифорнийский дневник» (1970).
Особое место в его социологических исследованиях заняла тема современной культуры, в том числе кино («Кино, или воображаемый человек», 1956; «Звезды кино», 1957), а также других видов искусства («Дух времени», тт. 1–2, 1962, 1976). Итог его исследований подведен в работе «Социология» (1984). Другую группу трудов Морена составляют политологические исследования («Введение в политику человека», 1965; «О природе СССР», 1983; «Розовое и черное», 1984; «Мысли о Европе», 1987). В них рассматриваются глобальные процессы, связанные с проблемами футурологии («За пределами 20 века», 1981; «Новое начало», 1991, в соавторстве; «Родина Земля», 1993, в соавторстве с Анной Брижит Керн). Особые исследования Морена посвящены общей антропологии («Человек и смерть», 1951; «Потерянная парадигма: природа человека», 1973). Морен является одним из организаторов ряда международных форумов, посвященных общей или фундаментальной антропологии (серия «Единство человека», тт. 1–3, 1974, 1978). Ряд работ Морена посвящен теории познания, в том числе философии науки (серия «Метод», т. 1 — «Природа природы», 1977; т. 2 — «Жизнь жизни», 1980; т. 3 — «Познание познания», 1986; т. 4 — «Идеи», 1991; «Познание и совесть», 1982). Компендиум его основных эпистемологических работ издан под названием «Введение в сложную мысль» (1990).
Большое место в сочинениях Морена занимают автобиографические работы, в которых обсуждаются и теоретические проблемы: социологические, когнитивные и др. («Самокритика», 1959; «Затронув главное», 1969; «Дневник одной книги», 1981; «Видаль и его семья», 1989; «Сизифов год», 1990; «Мои демоны», 1994).
Идеи Морена пользуются значительным влиянием во Франции, его работы переведены на многие языки, в том числе на немецкий, итальянский, испанский, японский. Перу Морена принадлежит также роман «Карьера» (1948); вместе с Ж. Рушем он принял участие в создании фильма «Хроника одного лета» (1961, приз Международной федерации кинопрессы /ФИПРЕССИ/ на кинофестивале в Канне).
Морен — президент Европейского агентства по культуре при ЮНЕСКО. Он награжден орденом Почетного легиона, званием почетного доктора ряда университетов Италии, Швейцарии, Бельгии, Португалии, лауреат ряда премий.