Наполеон I

НАПОЛЕО́Н I (Napoléon I; Napoléon Bonaparte, Наполеон Бонапарт; 1769, Аяччо, Корсика, – 1821, остров Святой Елены), первый консул Франции (1799–1804) и император (1804–14 и 1815). С его деятельностью связаны серьезные перемены в положении европейского еврейства. Будучи во многих отношениях продолжателем традиций Великой французской революции конца 18 в., Наполеон понимал, что бесправное положение евреев — препятствие для торжества ее идеалов, и использовал лозунг еврейской эмансипации как одно из средств достижения своих глобальных геополитических целей. Его подход к еврейской проблеме проявился уже в 1799 г., когда Наполеон во главе французских войск начал завоевание Эрец-Исраэль, открывавшее путь для дальнейшего наступления на Восток. Хотя сообщение правительственной газеты «Монитор» (май 1799 г.) о манифесте Наполеона с обещанием восстановить еврейское государство, его столицу Иерусалим и Иерусалимский храм вызывает сомнения, оно, по-видимому, опиралось на устные заявления, которые он сопровождал призывом к евреям стать под его знамена. Этот призыв не встретил отклика в еврейских массах, несмотря на то, что раввин Иерусалима А. Леви приветствовал обещания Наполеона и призывал евреев молиться за их осуществление. Французская армия без труда захватила 20 февраля Эль-Ариш, 27 февраля — Газу, небольшая еврейская община которой бежала в Хеврон, а 1 марта — Рамлу. Однако уже Яффа четыре дня выдерживала осаду, прежде чем Наполеону удалось овладеть ею 7 марта, а у стен Акко, куда французская армия подошла после захвата Хайфы 18 марта, ее постигла полная неудача. Паше Акко Ахмаду ал-Джаззару и туркам при поддержке огнем с британских кораблей удалось организовать столь упорное сопротивление, что в июне 1799 г., после безуспешной длительной осады и нескольких безрезультатных приступов, французская армия, понесшая большие потери и страдавшая от чумы, вернулась в Египет. Важную роль в обороне Акко сыграл помощник Ахмада ал-Джаззара еврей Х. С. Фархи. Несмотря на неудачу, этот поход Наполеона сыграл определенную роль в оживлении интереса европейских стран к Эрец-Исраэль.

Среди сопровождавших Наполеона в кампании в Египет были два еврея: художник Д. В. Денон (1747–1825; в 1803–14 гг. главный директор императорских музеев) и профессор восточных языков Ж. М. Вентуре (1739–99).

Наполеон во всех завоеванных им европейских странах декларировал принцип еврейской эмансипации, благодаря чему еврейское население этих стран (например, образованных им итальянских государств) смотрело на него как на освободителя. Нередко еврейскую эмансипацию провозглашали даже в тех странах, которые находились в состоянии войны с Францией, чтобы умалить в глазах местных евреев славу Наполеона как их исключительного защитника. Так, в частности, произошло в Пруссии, где 11 марта 1811 г. был принят закон о предоставлении евреям равных с остальными гражданами прав (отменен в 1815 г., почти сразу после окончательного падения Наполеона). С другой стороны, важные последствия имели начинания Наполеона по отношению к евреям, предпринимаемые с 1806 г. во Франции. Поводом к этим мерам послужили поступившие к Наполеону во время его остановки после Аустерлицкого сражения в Страсбуре жалобы эльзасских крестьян, которые обвиняли евреев в ростовщичестве и захвате крестьянских земель. Реальной подоплекой этих обвинений было нежелание крестьян возвращать еврейским банкирам девять миллионов франков, которые они получили в виде займов на покупку секуляризированной церковной и национализированной (принадлежавшей эмигрантам) земли. Передав этот вопрос на рассмотрение государственного совета, Наполеон ясно дал понять, что намеревается ввести ограничительные законы против евреев. В этот период Наполеон сам выступил с несколькими антиеврейскими речами, поощрив шумную антисемитскую кампанию, участники которой требовали отмены принятых в годы революции законов о предоставлении евреям полных гражданских прав. Декретом от 30 мая 1806 г. Наполеон объявил, что исполнение судебных постановлений о взыскании долгов в пользу евреев в восьми восточных департаментах откладывается на год, и одновременно объявил о созыве в Париже собрания представителей еврейского населения Франции, Италии, большей части Германии и других завоеванных стран, которое должно разъяснить, действительно ли еврейская религия предписывает ненависть к христианам. Наполеон, вместе с тем, объявил, что цель собрания — пробудить у евреев гражданские чувства (которых они лишены из-за вековых притеснений) и превратить евреев в полезных граждан, приведя в соответствие требования их религии с обязанностями французских граждан.

Весть о предстоящем собрании еврейских нотаблей вызвала противоречивую реакцию у руководителей еврейских общин Франции и других европейских стран. Одни видели в нем оскорбительную попытку посадить на скамью подсудимых весь еврейский народ, но многие рассматривали его едва ли не как первое еврейское представительское учреждение, способное защищать и отстаивать интересы еврейского народа. Собрание еврейских нотаблей и созыв вслед за ним Синедриона (см. Синедрион Французский) с целью религиозного санкционирования принятых на нем решений, а также создание во Франции и ряде других европейских стран еврейских Консисторий породили легенду о заботе Наполеона о евреях. Наполеон не только приобрел репутацию лучшего друга евреев в глазах христианского населения европейских стран, но и сами евреи в большинстве случаев воспринимали эти шаги с энтузиазмом; в честь Наполеона сочинялись гимны, нередко исполнявшиеся в синагогах. Легенду о Наполеоне как освободителе и благодетеле еврейского народа не поколебала даже такая резко антиеврейская мера, как его декрет от 17 марта 1808 г., по которому евреям (за исключением живущих в департаментах Жиронда и Ланд) запрещалось в течение десяти лет заниматься рядом профессий, селиться в некоторых департаментах, а в ряде случаев и требовать выплаты долгов, выставлять себе замену для отбывания воинской повинности (в отличие от остальных французских граждан). Постепенно Наполеон освободил большинство департаментов от действия этого декрета. К 1811 г. декрет применялся только в восьми восточных департаментах Франции, но в них проживало большинство французских евреев. В 1812 г. была отменена статья декрета, запрещающая евреям выставлять замену для отбывания воинской повинности. Декрет оставался в силе и после падения Наполеона и перестал действовать только по истечении десятилетнего срока (в 1818 г.).

Политика Наполеона по отношению к евреям имела серьезные последствия. Несомненно, что и после Наполеона страны Западной и частично Центральной Европы уже не могли вернуть евреев к прежнему совершенно бесправному положению. Вместе с тем, реформы Наполеона поставили перед евреями в самой острой форме проблему сохранения своего национального лица и своей национально-культурной самобытности в условиях все возрастающих возможностей участия в гражданской, культурной и политической жизни народов, среди которых они жили. Попытки решения этой проблемы, вызвавшие острые споры и раскол среди европейского еврейства, оказались в значительной степени тщетными. Евреи, решившие воспользоваться открывшимися благодаря политике Наполеона возможностями, логикой вещей принуждались либо к ассимиляции, либо к такой глубокой реформе иудаизма, которая была связана с утратой большей части национальных традиций и обычаев.

Позиция Наполеона не осталась незамеченной и в России, где в связи с созывом в Париже собрания еврейских нотаблей в правительственных кругах даже обсуждался вопрос, не следует ли принять какие-либо особые меры, чтобы избежать перехода русских евреев на сторону Наполеона в случае войны с Францией. В результате этого обсуждения было отложено исполнение принятого незадолго перед этим закона о поголовном выселении евреев из сел и деревень. Русское правительство решило использовать созыв Синедриона для объявления Наполеона врагом христианской веры. Синод сочинил специальное послание, которое читалось во всех православных церквях. Впоследствии выяснилось, что для этих опасений не было оснований. Во время русско-французской войны 1812 г. евреи активно помогали русской армии. Хотя еврейское население не отбывало в то время воинской повинности (см. Россия. Евреи России в первой половине 19 в. Война 1812 г. и ее последствия), в русской армии были евреи-добровольцы. Их использовали для сбора разведывательных данных, для поддержания связи между русскими войсками, в качестве проводников. Глава хасидов Хабада Шнеур Залман еще в 1800 г. выступивший с пророчеством о поражении и гибели Наполеона, призывал своих приверженцев помогать русским войскам. Император Александр I повелел 29 июня 1814 г. выразить еврейским кагалам «свое милостивейшее расположение».

Среди евреев, служивших в армии Наполеона, было два генерала: командир первой кавалерийской бригады, бригадный генерал Ж. Вольф (1776–1848) и генерал-майор А. Роттенбур. По некоторым данным, еврейского происхождения были маршалы А. Массена (1758–1817) и Н.-Ж. Сульт (1769–1851).

Для представителей радикальной еврейской интеллигенции, например Г. Гейне, было характерно преклонение перед Наполеоном как распро­странителем идей французской революции («Идеи. Книга Легран», 1927). Он рассматривает Наполеона как «земного спасителя», нанесшего страшный удар «поповской братии» и «священной Римской империи», но осуждает его за переворот 18 брюмера.

Наполеон III (Шарль Луи Наполеон Бонапарт; 1808, Париж, – 1873, Чизлхёрст, близ Лондона), племянник Наполеона, французский император в 1852–70 гг. Поддерживал права евреев и защищал принцип равноправия французских евреев как граждан Франции за пределами страны. В 1862 г. он отказался заключить торговый договор со Швейцарией, так как французские евреи в этой стране были ограничены в правах. Наполеон III неоднократно направлял протесты румынскому правительству по поводу преследования румынских евреев. Оказывал активную поддержку Альянсу. В составе правительства Наполеона III были евреи.

Смотрите также

Навон Ицхак

назорей

Нахон Жерар

Нееман Ювал

Нейберг Карл