Натан из Газы
НАТА́Н ИЗ ГА́ЗЫ (Натан ха-‘Аззати, он же Аврахам Натан Биньямин бен Элиша ха-Леви Ашкенази; около 1644, Иерусалим, – 1680, Скопле [Скопье, Македония]), саббатианский пророк (см. «Саббатианство»). Отец Натана из Газы, Элиша Хаим бен Я‘аков Ашкенази (умер в 1673 г.), родом из Польши или Германии, был известным посланцем ашкеназской (см. Ашкеназы) общины Иерусалима (см. Посланцы Эрец-Исраэль). Натан из Газы изучал Талмуд у Я. Хагиза (1620–74). Женившись, переселился в Газу (1663) и занялся изучением Лурианской (см. Ицхак Лурия) каббалы. Видимо, в Иерусалиме (или в Газе) он встретился с Саббатаем Цви, уверовал в то, что перед ним Мессия, и стал его горячим приверженцем. Саббатианцы рассказывали, что Натан из Газы нашел скрытое в земле старинное сочинение, где была предсказана мессианская роль Саббатая Цви. Объявив себя пророком Илией, который призван расчистить путь для Мессии, Натан из Газы весной 1665 г. пророчествовал, что в середине следующего года Мессия явится во всей своей славе и, взяв в плен султана, утвердит власть Израиля над миром. Столкнувшись с враждебностью иерусалимских раввинов, Натан из Газы объявил, что отныне не Иерусалим, а Газа святой город. Он рассылал послания европейским общинам и посетил ряд городов в Европе, Африке и Азии. Натан из Газы сохранил верность Саббатаю Цви и после его отступничества, доказывая, что ренегатство Мессии — глубокая тайна, смысл которой вскоре выяснится. Опасаясь за свою жизнь, Натан из Газы бежал из Газы и весной 1667 г. прибыл в Измир (Смирну), где уже имел сторонников, хотя раввины города наложили херем на саббатианцев, особо упомянув Натана из Газы. Летом того же года он направился в Эдирне (Адрианополь), где побудил местных саббатианцев объявить о своей верности руководителю движения и упразднил посты Ава девятого и 17 таммуза. Здесь на него был также наложен херем, и Натан из Газы с немногими приверженцами отправился в Салоники, а оттуда — на острова Хиос и Корфу и в Венецию (март 1668 г.). Венецианские раввины и совет общины заставили Натана из Газы письменно объявить его пророчества заблуждениями. Затем Натан из Газы посетил Болонью, Флоренцию и Ливорно, община которого в целом была известна своей враждебностью к саббатианству. В июне 1668 г. он прибыл в Рим, откуда был изгнан, а затем — снова в Ливорно (по другой версии — в Анкону) и, наконец, вернулся в Эдирне. Последние годы жизни провел в странствиях (в частности, был в Болгарии и Албании).
Среди сочинений Натана из Газы наиболее известны «Седер [или Сефер] хафсака гдола» («Порядок большого [шестидневного] поста»; частично издано в 1732 г.) с дополнением «Тиккуней тшува» («Установления о покаянии»); «Друш ха-танниним» («Толкование о морских чудищах») — сохранившаяся часть серии его сочинений о сотворении мира. Наиболее полно каббалистическая система Натана из Газы изложена в его «Сефер ха-бриа» («Книга о сотворении мира», написанной в 1670 г.; известна и под арамейским названием «Раза де-‘увда де-Брешит»). Сочинение «Змир-‘арицим» («Торжество властелинов»), другое название «Друш ха-менора» («Толкование о светоче»), содержит, в частности, апологетику ряда поступков Саббатая Цви. Три «пиюта Натана из Газы включены в анонимное сочинение 18 в. «Хемдат ямим» («Услада дней»), которое (вместе с рядом приложений) приписывалось ему целиком. Сохранилась часть переписки Натана из Газы. Учениками Натана из Газы составлены сборники его высказываний и его жизнеописания.