Нахавенди Биньямин бен Моше
НАХАВЕ́НДИ Биньямин бен Моше (до середины 9 в., Нехавенд, Иран), — один из виднейших караимских (см. Караимы) законоучителей. В караимской поминальной молитве Нахавенди упоминается вслед за Шаулом, сыном основоположника секты Анана бен Давида. Ученый Я‘куб ал-Киркисани сообщал, что Нахавенди был знатоком Галахи раббанитов и долгое время был судьей. Нахавенди расходился с Ананом по многим вопросам, относился к раббанитам весьма терпимо и готов был принять их установления даже в тех случаях, когда они не опирались непосредственно на текст Библии. Нахавенди считал не обязательным подчинение общепризнанным авторитетам и допускал свободу личного суждения в вопросах Галахи. Заимствования из раббанитского законодательства свидетельствуют, что Нахавенди понимал практическую неосуществимость призыва Анана бен Давида к возвращению к библейскому законодательству, так как оно не могло охватить все аспекты социальной и экономической действительности 9 в. Два труда Нахавенди в области права — «Сефер ха-мицвот» («Книга предписаний») и «Сефер ха-диним» («Книга законов», опубликованные А. Фирковичем под названием «Массат Биньямин», «Подношение Биньямина», в 1835 г.) — составили, по-видимому, часть свода галахи караимов. Нахавенди является также автором комментариев к Пятикнижию, книге Исайи, Псалмам, Песни Песней и книге Даниэля. Его комментарии высоко ценил А. Ибн Эзра. Выдвинутая Нахавенди концепция (отвергнутая последующими поколениями караимских вероучителей) гласит, что Бог создал ангела, который, в свою очередь, сотворил мир, дал Закон и внушил пророкам (см. Пророки и пророчество) их учение. Цель этой концепции, родственной гностическому (см. Гностицизм) учению, — очистить Библию от антропоморфизма, переадресовав антропоморфические выражения ангелу-творцу. В отличие от Анана бен Давида, писавшего на арамейском языке, и от позднейших караимских авторов, сочинения которых написаны по-арабски, Нахавенди писал на иврите.