Ниццан Шломо

НИЦЦА́Н Шломо (до перемены фамилии Майзель; 1922, Лиепая, Латвия, – 2006, Тель-Авив), израильский писатель. С детства примкнул к движению ха-Шомер ха-ца‘ир и изучал иврит. В 1933 г. вместе с родителями переехал в Эрец-Исраэль; семья жила в Ришон-ле-Ционе, а с 1938 г. — в Тель-Авиве. Сменил несколько профессий (был плотником, штукатуром, официантом, корректором, литературным редактором). Служил в Палмахе, затем — в других подразделениях Хаганы; участвовал в Войне за Независимость и в трех последующих войнах Израиля. В 1944–84 гг. — редактор приложения для детей «Мишмар л-иладим» к газете «Ал ха-мишмар».

Первая публикация — рассказ «Ха-хаг ба-холот» («И кружит он в песках», 1944) в журнале «Махбарот ле-сифрут». Этот и последующие рассказы, составившие сборник «Хагим ба-холот» (1949), посвящены теме экзистенциального одиночества поселенцев, участников сионистского строительства в Эрец-Исраэль. Трилогия «Бейно ле-вейнам» («Он и они», 1953), «Цват би-цват» («И клещи клещами сделаны», 1956; название взято из Мишны /Авот 5:6/ и близко по смыслу к выражению «яблоко от яблони недалеко падает»), «Ятед ле-охел» («Колышек для палатки», 1960; переиздано под общим названием «Цват би-цват», 1990) посвящена отношениям отцов и детей в первые годы существования государства. Ниццан сравнивает двух братьев: «блудного сына», который отдалился от идеалов отцов-основателей еврейского «национального очага», с сыном, верным этим идеалам. Развитие сюжета подводит читателя к мысли о правоте последнего, однако симпатии и читателя, и автора во многом отданы первому. Повествовательную манеру Ниццана в прозе 1940–1950-х гг. отличает скупость описаний, точность деталей; писатель стремится реконструировать внутренний мир героя по его поведению.

Рассказы из сборников «Бе-сограим» («В скобках», 1964) и «Ме-рехов эл рехов» («С улицы на улицу», 1968), действие которых происходит в основном в Тель-Авиве в 1960-е гг., написаны в иной манере, характерной и для поздней прозы Ниццана: обилие мелких деталей в описаниях, пространные внутренние монологи героев, рассуждения автора о мотивах тех или иных поступков персонажей. В новелле «Ша‘а гнува» («Украденный час», 1972), рассказывая о судьбах двух братьев и их отца, Ниццан не скрывает, что ему близок герой-индивидуалист. В романе «Ха-империя ха-пратит шел Змири Пикассо» («Личная империя Змири Пикассо», 1982) Ниццан показывает нам два мира: еврейская молодежь эпохи так называемого постсионизма стремится освободиться от навязываемой ей идеологии и от коллективизма, каждый желает определиться прежде всего как личность; арабские террористы, напротив, выступают организованно и слаженно. Автор подспудно обвиняет евреев в том, что они, живя рядом с арабами, ничего о них не знают, и за это приходится расплачиваться кровью.

Ниццан издал более пятнадцати книг для взрослых и участвовал в издании тридцати книг для детей, в том числе как автор и переводчик детских книг и народных сказок с английского, французского, шведского и других языков.

Творчество Ниццана отмечено рядом литературных премий: города Холона (1972), имени И. Х. Бреннера (1973), премией главы правительства (1982), имени Г. Талпира (1984). Его произведения переведены на многие европейские языки.

Смотрите также

Натан

Нахария

Ньюмен Барнетт

Ньюмен Иммануэль

Ньюмен Пол