новые левые
НО́ВЫЕ ЛЕ́ВЫЕ, массовое радикальное движение молодежи (преимущественно образованной) в западных странах во второй половине 20 в.
Новые левые появились в конце 1950-х гг. как альтернатива «старым левым» — коммунистам, дискредитировавшим себя в глазах радикалов (разоблаченными преступлениями И. Сталина, подавлением венгерского восстания 1956 г.), и социал-демократам (из-за их переориентировки в сторону либерализма). В отличие от них, новые левые декларировали неограниченную индивидуальную свободу, неприятие всякого насилия над личностью со стороны государства и общества и, как следствие, полную правовую и моральную реабилитацию любых дискриминируемых групп: негров и других национальных меньшинств, женщин, коммунистов, атеистов, гомосексуалистов, наркоманов и т. д. Эти требования обосновывались смесью разнородных, в прошлом считавшихся несовместимыми доктрин: марксизма, анархизма, пацифизма, фрейдизма, экзистенциализма и других. Отрицая любую цивилизацию, базирующуюся на примате материальных ценностей (то есть и капитализм, и советский социализм), движение новых левых в период своего высшего подъема в конце 1960-х гг. поставило ряд западных стран (особенно Францию, США и Западную Германию) на грань социального и политического кризиса.
В превращении новых левых в массовое движение евреи сыграли едва ли не решающую роль. Еврейского происхождения были почти все мыслители, у которых новые левые почерпнули свои идеи и идеологические установки — Г. Маркузе, Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Э. Фромм, А. Дойчер, В. Беньямин, П. Гудмен (1911–72) и некоторые другие. Евреи принимали и самое активное участие в этом движении на раннем его этапе. Так, в США, на родине новых левых (где в середине 1960-х гг. евреи составляли три процента населения и десять процентов студентов университетов и колледжей), более половины лидеров и членов леворадикальных организаций в Калифорнийском университете в Беркли, 63% в составе Ассоциации чикагских студентов и 90% участников подобных студенческих организаций Мичиганского университета были евреями. Вскоре аналогичной стала картина в Гарвардском университете, Университете Северной Каролины и многих других. В крупнейшей общенациональной организации новых левых в США «Студенты за демократическое общество» в 1966 г. евреи составляли 50% членов, почти все руководство и 46% делегатов ежегодной конференции. Евреи — студенты и выпускники университетов — были основной силой в политических акциях новых левых, в многотысячных манифестациях (не менее трети участников) против войны во Вьетнаме; в маршах протеста в южные штаты против неравноправия негров (две трети участников, не принадлежащих к негритянскому населению, летом 1961 г. и до половины участников летом 1964 г.); в захвате университетских городков; в пикетах у военных баз и атомных электростанций и т. д. Они же составляли треть задержанных полицией участников этих акций, а также большинство ораторов, призывавших на массовых митингах к «великому отказу от буржуазных ценностей» — от преданности работе, от материального и любого другого внешнего успеха, «семейного рабства», традиционной морали и т. д. Весьма значительным было участие евреев и в движении битников и хиппи — в группах и общинах молодежи, стремившихся еще в 1950–60-х гг. реализовать на практике социальные и нравственные установки новых левых: добровольную бедность, уход от буржуазного комфорта, сексуальную свободу, бродяжничество и т. п. Хотя за пределами США данные о национальной принадлежности членов движения новых левых отсутствуют, несомненным является еврейское происхождение многих его участников в Аргентине, Бразилии, Чили и в других странах Латинской Америки, а также в ряде стран Западной Европы, прежде всего в Англии, Италии и Франции (где «Движение 22 марта», потрясшее страну в мае–июне 1968 г., возглавил немецкий еврей Д. Кон-Бендит). Являясь в целом до конца 1960-х гг. движением по преимуществу выходцев из верхушки среднего класса (отсюда название «бунт привилегированных»), новые левые почти везде стали влиятельной силой и включили большое число ассимилированных (см. Ассимиляция) потомков еврейских эмигрантов (второе и третье поколение), избравших интеллектуальные и творческие профессии. От своих отцов (которые, благодаря сильным позициям в издательском деле и средствах массовой информации, немало способствовали распространению влияния новых левых) они переняли типичные для интеллектуальной элиты тех лет левые симпатии, универсалистские идеалы и обостренное чувство справедливости, развившееся у новых левых в самоотверженную готовность бороться против всякого угнетения, за общечеловеческое счастье.
Этому космополитическому идеализму суждено было, однако, потерпеть крах: с конца 1960-х гг. движение новых левых в целом обернулось против евреев. Вначале это проявилось во враждебности к Израилю и сионизму, а затем — как неприкрытый антисемитизм. Этот поворот был подготовлен массовым притоком (особенно в середине 1960-х гг.) в ряды новых левых выходцев из менее обеспеченных и образованных слоев населения (в США — прежде всего негров), обнаруживших склонность к сектантству и нетерпимости, а потому легко поддавшихся стремлению коммунистов и троцкистов вытеснить из движения первоначальные идеалы индивидуальной свободы и самоценности личности и заменить их классовыми установками. Восторжествовавшие среди значительной части новых левых идеологические стереотипы мировой революции с главной ролью в ней народов так называемого «третьего мира», однозначное отнесение к последним всех арабских государств и движений, независимо от их режимов и целей, неизбежно переместили в глазах этих новых левых Израиль и сионизм в лагерь мирового империализма и колониализма. Изменилось и отношение к евреям-активистам новых левых как из-за их симпатий к Израилю, так и вследствие их социального происхождения, признанного классово чуждым. Победа Израиля в Шестидневной войне и американская помощь ему породили уже прямой, подкрепляемый революционной фразеологией антиизраильский и антисионистский экстремизм: «Израиль — расистское и экспансионистское государство, не имеющее права на существование» («Студенты за демократическое общество», США); «Израиль — форпост американского империализма и колониализма на Ближнем Востоке» (журнал левых интеллектуалов «Блеттер фюр дойче унд интернационале политик», Западная Германия); «Сионизм — это религиозный фашизм» (журнал «Соушелист лидер», Англия) и даже: «В интересах революции не только десионизация, но и деевреизация Ближнего Востока» («Черные пантеры», США). Многие новые левые оправдывали и героизировали действия арабских террористов, в том числе убийство ими мирных жителей, а также израильских спортсменов на Мюнхенской олимпиаде (см. Государство Израиль. Спорт), и часто распространяли свою враждебность на всех евреев, возмущаясь взрывом роста национального самосознания и солидарности с Израилем в мировом еврействе, вызванным Шестидневной войной. В 1970-х гг. некоторые левацкие радикальные группы новых левых в Западной Европе и Японии приняли участие в антиизраильском терроре совместно с арабскими организациями (например, германские новые левые в захвате самолета в 1976 г., см. «Энтеббе» операция) и даже самостоятельно (убийство пассажиров в израильском аэропорту имени Д. Бен-Гуриона членами японской «Красной армии», 1972). Неодобрительно, как «типично еврейское поведение», начинает оцениваться и большое участие евреев, по сравнению с другими национальными и религиозными группами, в самом движении новых левых. Такие установки позволили быстро усвоить ряд идей и лозунгов новых левых некоторым из наиболее экстремистских арабских организаций (Народный фронт освобождения Палестины, фракции иракской и сирийской ветвей партии Ба‘ас и другие) и придать им еще более радикальную антиеврейскую заостренность. Под их влиянием на откровенно антисемитские позиции перешли относившие себя к новым левым многочисленные организации обучавшихся в США и Западной Европе студентов из стран Азии и Африки, а нередко и солидаризировавшаяся с ними местная радикальная молодежь (особенно в ФРГ, а также в США, где экстремисты негритянского движения, пренебрегая самоотверженным участием еврейской молодежи в борьбе за равноправие негров, отнесли все американское еврейство к эксплуататорам). В то же время антиизраильская ориентация новых левых вызвала неодобрение влиятельнейших идеологов движения Ж.-П. Сартра и Г. Маркузе.
Еврейская интеллигенция по-разному отреагировала на «левый антисемитизм». Часть ее поддержала или даже возглавила в конце 1960-х – начале 1970-х гг. резкий поворот всего западного еврейства, а в значительной степени и всего западного мира в целом в сторону консерватизма; например, ведущими фигурами так называемого неоконсерватизма в этих странах стали Р. Арон, Н. Подгорец и ряд других интеллектуалов еврейского происхождения. Некоторые, разочаровавшись в левом радикализме, примкнули к сионистскому движению, нередко к группам правоэкстремистского толка. Была, правда, сделана энергичная попытка создать отдельное еврейское леворадикальное движение («еврейские новые левые»), совмещавшее участие в борьбе за общие всем левым цели — антивоенные, экологические и т. д. — с защитой еврейских интересов (в частности, права советских евреев на эмиграцию). Добившись за несколько лет определенных успехов (в 1968 г. — отдельные группы и две газеты — «Джуиш либерейшн джорнал» в Нью-Йорке и «Джуиш радикал» в Беркли; спустя пять лет — 65 изданий и более 100 ассоциаций, в том числе «Радикальный сионистский альянс» в Нью-Йорке и аналогичные организации во многих других университетских городах), движение затем почти сошло со сцены, не сумев примирить левый радикализм и сионистские идеалы. Недолго просуществовали и небольшие группы новых левых в Израиле (Сиах — Смол исреэли хадаш, `Новые израильские левые`), а также частично Мокед, Мацпен, Израильский социалистический союз и некоторые другие; см. Государство Израиль. Политическая жизнь, партии), которые возникли в конце 1960-х гг. под влиянием леворадикального движения в Западной Европе и особенно в США и как реакция на нерешенные проблемы израильской действительности (судьба контролируемых территорий, межобщинные отношения и другие).
Большинство исследователей движения новых левых считает, в частности, что оно положило конец традиционной склонности многих еврейских интеллектуалов к левому радикализму. Некоторые, однако, утверждают, что такая склонность неизбежна в странах рассеяния, особенно в условиях обострения постоянно существующего там антисемитизма.