Нордау Макс
НОРДА́У Макс (Nordau, Max; псевдоним; настоящее имя — Симха Меир [Симон Максимилиан] Зюдфельд, Simon Maximilian Suedfeld; 1849, Будапешт, – 1923, Париж), еврейский философ, писатель, публицист и общественный деятель, один из основателей Сионистской организации; врач-психиатр по профессии. Сын раввина Гавриэля Зюдфельда; получил традиционное образование. В возрасте 18 лет, увлекшись идеями эволюционизма и натурализма, отошел от религии. В 1875 г. окончил медицинский факультет Будапештского университета и с 1880 г. занялся частной практикой в Париже. С 1867 г. Нордау сотрудничал в газете «Пештер Ллойд» (Будапешт); позднее стал корреспондентом ряда крупнейших европейских и американских газет (берлинской «Фоссише цайтунг», венской «Нойе фрайе прессе», «Ля насьон» в Буэнос-Айресе и других). Нордау стал известным философом благодаря книге «Обычная ложь культурного человечества» (1883), в которой он подверг резкой критике религию, разложение и гнет монархических и аристократических режимов и двуличие политических и экономических институций; в качестве альтернативы Нордау предложил свою «философию человеческой солидарности», основанную на идее единства разума и любви и требующую установления тесной связи между социальным устройством и свободой научного знания. Книга была переведена на 15 языков, включая китайский и японский, и запрещена в Австрии и России. Следующая книга Нордау, «Парадоксы обычной лжи» (1885; русский перевод «В поисках за истиной», 1891), рассматривала проблемы оптимизма и пессимизма, страстей и предрассудков, социального гнета, любви и т. п. Книга выдержала несколько изданий и была также переведена на многие языки. Еще более контроверсальной была третья книга Нордау «Вырождение» (1892), в которой автор, оперируя категориями Ч. Ломброзо, рассматривает творчество Ф. Ницше, Л. Толстого, В. Р. Вагнера, Э. Золя, Г. Ибсена, а также распространение символизма, спиритуализма, эгомании, мистицизма, культа дьявола и т. п. в европейском обществе; вердикт Нордау — грядущая катастрофа современной цивилизации. Затем были написаны «Смысл истории» (1909), где прогресс человечества трактуется как эволюция от паразитизма через иллюзию супернатурализма к знанию и человеческой солидарности; «Биология этики» (1916), где Нордау (близкий в этой области к Э. Канту) стремится найти «естественные» корни этики для того, чтобы выработать «научную мораль», которая позволила бы улучшить человеческое существование; наконец, «Смысл цивилизации» — наброски (написаны в 1920 г., изданы посмертно в 1932 г.), где Нордау выдвигает идею превращения независимых местных общин, городов-республик в универсальный тип общины как средства освобождения личности от социальных оков. Нордау опубликовал также множество беллетристических произведений, в том числе драму «Доктор Кон» (1898).
Еврейский вопрос никогда не был чужд Нордау. Уже в «Обычной лжи» он резко порицал антисемитизм, видел в нем один из симптомов болезни века. В 1892 г. Нордау познакомился с Т. Герцлем, с которым имел много общего (происхождение из Венгрии, влияние немецкой культуры, занятия литературой и журналистикой, разочарование в ассимиляции). В качестве парижских корреспондентов немецких газет оба были свидетелями вспышки антисемитизма во Франции (см. Дрейфуса дело). В ноябре 1895 г. Герцль обсуждал с Нордау идею создания еврейского государства, и Нордау увидел в ней возможность реализации евреями на их собственной земле его «философии солидарности». На 1-м Сионистском конгрессе (1897) Нордау произнес знаменитую речь о положении еврейского народа и разработал проект Базельской программы. Нордау был вице-председателем на первых шести Сионистских конгрессах, а с 7-го по 10-й — их председателем. В своих знаменитых обращениях к конгрессам, ставших классикой сионистской литературы, Нордау давал обзоры положения евреев в мире, описывал тяжелое моральное и материальное состояние восточноевропейского еврейства и жизнь эмансипированного (см. Эмансипация) и ассимилированного еврейства в западных странах. Нордау предупреждал, что в сложившейся ситуации шестимиллионное еврейство Восточной Европы обречено на гибель, и только воплощение сионистской идеи может предотвратить трагедию. По этой причине Нордау выступал в защиту политического сионизма Герцля, против идеи культурного сионизма Ахад-ха-‘Ама и поддержал Уганды план как возможность немедленного избавления еврейских масс, хотя рассматривал его как временное решение («нахтазил», `ночлег`); на Нордау покушался противник плана. Вместе с тем, Нордау возражал и против концепции «практического сионизма» Х. Вейцмана, полагая, что решение должно быть достигнуто политическим путем, а не постепенной сельскохозяйственной колонизацией. Когда после смерти Герцля Нордау предложили место председателя Сионистской организации, он ответил отказом, хотя сам Герцль в свое время прочил его на этот пост.
В начале Первой мировой войны (1914) Нордау как австро-венгерский подданный был вынужден оставить Францию, его имущество было конфисковано; он жил в нейтральной Испании, позже — в Амстердаме и Лондоне. Нордау сочувственно отнесся к идее В. Жаботинского о создании Еврейского легиона, однако полагал, что сионистское движение должно оставаться нейтральным, поскольку сионисты есть среди граждан обеих воюющих сторон. В 1919 г., когда волна еврейских погромов прокатилась по Украине и другим частям бывшей Российской империи, Нордау настаивал на немедленном переселении шестисот тысяч евреев в Эрец-Исраэль («план Нордау»); руководство Сионистской организации отклонило это предложение как нереальное, и с 1921 г. Нордау отдалился от активной сионистской деятельности.
Через три года после кончины Нордау, в 1926 г., его прах был перевезен из Парижа и захоронен на Старом кладбище в Тель-Авиве.
Дочь Нордау, Макса (1897–1991), французская художница. Училась в Париже у Жюля Адлера. Во время Второй мировой войны жила в США. Среди ее работ — пейзажи Израиля. Вместе с матерью Анной написала книгу «Макс Нордау, биография» (1943).