Оксиринх

ОКСИРИ́НХ (по-гречески, по названию рыбы, а также полудрагоценного камня, древнеегипское название п-р-м-д, коптское — Пемдже, современное — деревня Ал-Бахнаса), город в Среднем Египте, в 400 км южнее Александрии, между Нилом и Ливийской пустыней, на левом берегу канала Бахр-Юсуф. Известен как «город папирусов» — место, где были найдены (главным образом в результате раскопок английских и итальянских ученых в конце 19 в. – начале 20 в.) многие тысячи документов и литературных памятников (в основном на греческом языке) римского и византийского периодов. Большинство папирусов эллинистической эпохи погибло под воздействием влаги.

Оксиринх был крупным экономическим, транзитным, административным и культурным центром, в римское время сильно эллинизированным, интеллектуально тесно связанным с Александрией, в византийский период — важным центром христианской культуры и монашества. Его разнородное, в большинстве египетско-греческое население насчитывало около 30 тыс. жителей в римский период и 15–20 тыс. человек в византийский период. Евреи, появившиеся в Оксиринхе еще до римского завоевания, играли заметную роль в жизни города. Есть свидетельства, что в 1–2 вв. н. э. в Оксиринхе был так называемый Иудейский квартал и, вероятно, Иудейская улица в Критском квартале (всего в римское время в Оксиринхе было свыше 30 кварталов), но евреи проживали и в других частях города, поэтому Иудейский квартал нельзя считать гетто. Евреи Оксиринха активно участвовали в кровопролитном восстании 115–117 гг. (см. Египет), закончившемся поражением, разгромом еврейской общины и физическим уничтожением евреев, конфискацией еврейского имущества. Разрушительные последствия восстания нашли отражение в папирусах Оксиринха. Жители Оксиринха, принявшие участие в борьбе с восставшими евреями, долгое время ежегодно праздновали победу над ними.

Только в конце 3 в. в папирусах Оксиринха вновь появляются известия о евреях и еврейской общине. Судя по частому употреблению имени Аврелий, евреи (если не все, то многие) получили римское гражданство, дарованное в 212 г. большинству свободных жителей империи согласно эдикту Марка Аврелия Каракаллы. Сохранился договор 291 г. в греческом переводе с латинского о том, что «еврейская община» Оксиринха в лице двух представителей, один из которых назван булевтом (членом совета) города Оно в Эрец-Исраэль (см. Кирьят-Оно, Ор-Иехуда) и «отцом [общины]», выкупает на волю еврейскую «доморожденную рабыню» и ее детей за высокую плату. Это говорит о том, что еврейская община была этнорелигиозной организацией, пользовавшейся правом юридические лица и располагавшей собственными средствами.

Другие тексты (конец 4 в. – начало 5 в.) свидетельствуют об использовании в переписке с другими общинами языка иврит: упоминаются рашей ха-кнесет (главы общины), бней ха-кнесет (члены общины), зикней ха-кнесет (старейшины) и т. п., а также ивритскими буквами написан греческий термин «простат» (видимо, `патрон`, `покровитель`, `ходатай перед властями`). Сведения о евреях становятся более частыми, хотя не всегда их можно выделить, так как библейские имена получили широкое распространение среди христиан, перестав быть показателем этнической принадлежности, а обозначение «иудей» редко вносилось в документы. Уже в греко-римское время в ряде текстов (в том числе литературных) выражено отрицательное отношение к евреям, а с победой христианства возникла новая причина неприязни — конфессиональная, поддерживавшаяся церковью и государством и закрепленная дискриминационным законодательством; однако на деловых отношениях это не отразилось. Евреи владели землей, снимали помещения (есть свидетельства, что даже у монахинь), в том числе для синагоги. Начиная с 7 в. сведения о евреях в Оксиринхе отсутствуют.

Смотрите также

Общество землеустройства еврейских трудящихся

Общество охраны природы

Овадия

Опатошу Иосеф

Оттоленги