Пальмира

ПАЛЬМИ́РА (на иврите תַּדְמוֹר, Тадмор), древний город в большом оазисе на севере Сирийской пустыни в 240 км к западу от реки Евфрат. Сохранились руины великолепных строений (преимущественно 2–3 вв. н. э.) — колоннад, храмов, триумфальных арок, некрополя со склепами, украшенными фресками и рельефами, и т. п.

Раскопки показали, что оазис был обитаем с десятого тысячелетия до н. э. Первые упоминания Пальмиры в письменных источниках под ее исконным семитским названием Тадмор или Тадмур восходят к 20 в. до н. э. Греческое название Пальмира — неверная этимология слова тадмор от семитского тамар — финиковая пальма (ср. I Ц. 9:18, кри и ктив) — впервые встречается в источниках первой половины 1 в. до н. э.

Город был расположен на перекрестке караванных путей, связывавших Месопотамию с Сирией, Ханааном и Аравией; в древне- и средневавилонский периоды Пальмира была хорошо укрепленным коммерческим и транспортным центром, через нее шли товары из Персии и даже Индии. В начале второго тысячелетия до н. э. город был населен аморреями; в середине того же тысячелетия начинается проникновение в этот район арамеев. Поселившиеся в оазисе арабские племена также усвоили арамейский язык.

В 10 в. до н. э. царь Соломон овладел Пальмирой и укрепил город (I Ц. 9:17,18; II Хр. 8:3,4), установив таким образом контроль над важными торговыми путями. В эллинистический период Пальмира входила в состав селевкидской Сирии; население города быстро эллинизировалось. Пантеон Пальмиры — до 60 богов, в основном семитских, во главе с Ба‘алом (см. Ваала культ) был отождествлен с греческим. В 1 в. до н. э. начался быстрый расцвет города — пальмирские купцы достигали отдаленных окраин Римской империи. Славились пальмирские наемные воины. Во время политического кризиса Римской империи в 3 в. Пальмира увеличила свою военную силу, приняв на службу наемников, и расширила свои границы. Власть в городе, прежде находившаяся в руках сената, перешла к семье Нацор (в Талмуде Нацер), члены которой установили династическое правление. Пальмира участвовала в войне с Персией на стороне Рима, и потому Рим не протестовал, когда один из представителей пальмирской династии, Септимий Оденат, провозгласил себя царем; более того, император Галлиен назначил его правителем Северной («финикийской») Сирии и части Малой Азии. В 266 г. Оденат был убит; его вдова, Зиновия, ставшая регентшей при их малолетнем сыне, завоевала всю Сирию, Эрец-Исраэль, Египет и часть Анатолии, создав Пальмирскую империю. Однако уже в 272 г. император Аврелиан вытеснил пальмирцев из Египта, а затем из Сирии и взял город; он отправил Зиновию в Рим, но пощадил город и его жителей. Однако сразу же после ухода императора пальмирцы уничтожили оставленный в городе римский гарнизон. Аврелиан вернулся и жестоко наказал повстанцев: значительная часть Пальмиры была разрушена, многие ее жители убиты. Пальмира не оправилась от этого удара и фактически превратилась в римский гарнизонный пункт.

В 4 в. жители Пальмиры приняли христианство, а после арабского завоевания (634) город был исламизирован. В 14 в. Тимур (Тамерлан) почти полностью разрушил Пальмиру.

О начале еврейского присутствия в Пальмире сведений нет, однако несомненно, что в годы расцвета города здесь существовала значительная еврейская община, зажиточная и влиятельная. Об этом свидетельствуют надписи с еврейскими именами на надгробиях и высеченные на притолоках некоторых больших каменных домов стихи из книги Второзаконие и слова Шма и Шма Исраэль (см. Шма; Молитва). В Иерусалиме обнаружены надгробия пальмирских евреев, а в Бет-Ше‘ариме находятся богатые склепы (около 200 усыпальниц) евреев из Пальмиры, украшенные как еврейскими символами (менора и т. п.), так и греческими барельефами коней, воинов и т. п. Из надписей на пальмирском (разновидность арамейского языка со значительным влиянием греческого и латинского) и частью на греческом языках явствует, что, как и в других общинах диаспоры, многие евреи Пальмиры носили нееврейские имена. О еврейском влиянии говорят многочисленные надписи-посвящения, обнаруженные в самой Пальмире: около сотни надписей не называют имени божества («Бог, чье имя скрыто», «Благословенно имя Его вовеки, добрый и милосердный» и т. п.). Большинство таких надписей относится к периоду между 111 г. и 268 г.

Численность прозелитов в Пальмире была столь велика, что законоучители Талмуда неоднократно упоминают о них (Иев. 16а; Нид. 56б; ТИ., Кид. 4:1, 65в и Иев. 1:6, 36). Существует предположение, что распространение прозелитизма в Пальмире связано с принятием иудаизма в 1 в. правящей династией соседней Адиабены. Из Талмуда видно, что законоучители долгое время подозрительно относились к пальмирским прозелитам, по всей видимости, сохранявшим многие языческие обычаи, и были весьма враждебно настроены к Пальмире: «День гибели Пальмиры будет днем радости для Израиля» (Иев. 17а). Аггада рассказывает, что пальмирские воины принимали участие в разрушении Первого (не подтверждено) и Второго храмов. Известно, что среди вспомогательных контингентов Тита были и пальмирцы. Недолгое правление Пальмиры в Эрец-Исраэль не было благополучным для страны периодом, и рабби Иоханан говорил: «Блажен тот, кто увидит падение Тармода [то есть Тадмора]» (ТИ., Та‘ан. 4:8, 69б). Вавилонские ученые тоже пострадали от пальмирцев, которые в ходе войн Одената (см. выше) с персами разрушили город Нехарде‘а, где находилась знаменитая талмудическая академия (см. Иешива). Сама Зиновия, однако, хорошо относилась к евреям (так, она восстановила разрушенную синагогу в Египте); но сообщения некоторых ранних христианских авторов о том, что она исповедовала еврейскую религию, вряд ли обоснованы. После падения Пальмиры прозелиты из этого государства были приняты еврейскими общинами.

Биньямин из Туделы, посетивший Пальмиру примерно в 1170 г., застал здесь около двух тысяч евреев.

Современный город Тадмор (Сирия) находится неподалеку от развалин древней Пальмиры.

Смотрите также

Паперна Аврахам Я‘аков

Паралипоменон книга

Пелег Франк

Перейра, семья

пророки малые