папирусы
ПАПИ́РУСЫ, письменные памятники на материале, изготовленном из волокон растения папирус (в Библии — гоме, в Мишне — паппир или пафьяр [слово египетского происхождения], а также неяр). Папирус специально выращивали в Египте и, возможно, в Эрец-Исраэль (поныне растет в долине Хула; см. также Израиль. Израиль (Эрец-Исраэль). Географический очерк. Флора), а позднее — в некоторых странах Южной Европы. Иосиф Флавий (Древ. 14:33) упоминает местность Папирон около Иордана. Мишна (впервые среди еврейских источников) говорит об изготовлении папируса как писчего материала (Псах. 3:1). Галаха запрещает использование папируса для переписки священных книг.
Папирус Эрец–Исраэль. Папирусы хорошо сохраняются лишь в сухом климате, характерном для ряда районов Иудеи (см. Иудейской пустыни пещеры). Папирусы из пещер Мурабба‘ата относятся к периоду от 8–7 вв. до н. э. до арабского завоевания страны. Древнейший из них (о нем см. подробнее в Мёртвого моря свитки) написан на иврите палеоеврейским письмом. Там же и в соседних районах найдены папирусы, относящиеся к Бар-Кохбы восстанию (включая так называемый архив Бавты). При раскопках Масады найдены папирусы времен Иудейской войны I (лишь один, видимо, гораздо древнее). Несколько папирусов обнаружено в Кумране.
В Вади-Далия (около Иерихона) найдены папирусы 4 в. до н. э. на арамейском языке и иврите (палеоеврейское письмо). Они принадлежали самаритянам, бежавшим сюда из страха перед армией Александра Македонского. Характерно наличие в них еврейских теофорных имен. В Ниццане обнаружено несколько архивов — около 150 набатейских (см. Набатеи) папирусов византийского и раннеарабского периодов (4–7 вв. н. э.), в основном на греческом и арабском языках.
Еврейские папирусы в Египте. Древнейшие еврейские папирусы обнаружены и в Египте (конец 6–4 вв. до н. э., период персидской власти) — на Элефантине, в Мемфисе (библейское Моф, Ноф), Гермополе Великом и других городах (см. Египет). Они написаны на арамейском языке, близком к библейскому. Большинство папирусов — это документы о браках (см. Брак) и разводах (см. Развод), освобождении рабов, займах, судебных разбирательствах, продаже или дарении имущества и других сделках. Обнаружены и личные письма. В папирусах есть сообщения о храме Яхве в Египте (см. Элефантина), о существовании у египетских евреев праздника опресноков, хотя, может быть, не совсем в той форме, которая предписана Библией (см. Песах), и без других религиозных особенностей. Важны сведения о военных поселениях египетских евреев (на Элефантине, в Гермополе Великом). В папирусах упоминаются и персидские документы, о которых говорит книга Эзры.
Еврейские и касающиеся евреев Египта папирусы эллинистического и римско-византийского периодов (332 г. до н. э. – 640 г. н. э.) собрал в едином издании (вместе с остраконами) В. Чериковер. Эти написанные по-гречески документы — многие из них из области Файюм — дают широкую картину социальной и экономической жизни египетских евреев той эпохи. В них говорится о сделках, ссудах, налогах, которые евреи платили наравне с остальным населением; сообщается о существовании синагог. Особо выделяются Зенона папирусы, около 30 из которых касаются Иудеи и Заиорданья середины 3 в. до н. э. Другие папирусы дают уникальные сведения о распространении восстания евреев Кирены и Кипра (примерно 116–117 гг. н. э.) на Египет. Знаменитый папирус Нэша (см. Десять заповедей, Шма), возможно, также из Файюма. Интересны и важны папирусы из Оксиринха. В Эдфу (Аполлинополе Великом) найдена ктубба 417 г. на арамейском языке (опубликована в 1986 г.).
С течением времени папирус был вытеснен бумагой. Во многих европейских языках в словах, соответствующих слову «бумага», отразилось название «папирус» (немецкое Papier, английское paper и т. д.). Также и слово неяр в иврите (см. выше) стало обозначать бумагу.