пара адумма

ПАРА́ АДУММА́ (פָּרָה אֲדֻמָּה, буквально `красная корова`, в русском переводе `рыжая телица`), животное, пепел которого, смешанный с водой, служил для очищения от скверны прикосновения к трупу (см. Чистота и нечистота ритуальные). Связанные с пара адумма обряды описаны в так называемом жреческом кодексе (Чис. 19; см. Пятикнижие). Пара адумма должна быть одного цвета, без телесного изъяна и не знавшей ярма. Пара адумма приводилась к первосвященнику, который передавал ее жрецу. Заклание и сожжение производилось за пределами стана, и там же на «чистом месте» следовало хранить ее пепел. Те, кто заклал пара адумма, сжигал и собирал ее пепел, а также само место становились нечистыми вплоть до вечера. Хотя заклание пара адумма совершалось вне святилища, ее считали жертвой за грех (хаттат; см. Жертвоприношение). Впервые ритуал был совершен израильтянами во время скитаний по пустыне после Исхода из Египта. Происхождение ритуала остается загадкой для исследователей, однако вера в то, что пепел и красный цвет предохраняют от злых духов, включая духи покойников, была широко распространена среди народов древнего Ближнего Востока.

Разъяснению халахот (см. Галаха), относящихся к пара адумма, посвящен целый трактат под названием Пара (13 глав) в разделе Тохорот в Мишне и Тосефте. Значительная часть текста весьма древняя и служит свидетельством о ритуале изготовления пепла пара адумма в период Второго храма. Заклание и сожжение производились под руководством первосвященника на Масличной горе, расположенной напротив Храмовой горы. Пепел делился на три части: две хранились на обеих названных выше горах, а третья использовалась храмовыми жрецами в основном для собственного очищения. Галаха предписывает сложный и детально установленный ритуал, начинающийся за семь дней до заклания пара адумма. В Мишне перечисляются все случаи заклания пара адумма (начиная со времен Моисея) — всего семь раз (по другому мнению — девять), так как считалось, что ее пепел не утрачивает действенности с течением времени. Ввиду редкости пара адумма ее иногда покупали у чужеземцев за большие деньги.

В Аггаде установление о пара адумма фигурирует главным образом в качестве примера закона, непостижимого для человеческого разума.

Смотрите также

Пакистан

пеот

письмо

Полякин Мирон

Понтекорво Бруно