Партош Эден

ПА́РТОШ Эден (Pártos, Ödön; Эдён; 1907, Будапешт, – 1977, Тель-Авив), израильский композитор и альтист. В 1924 г. окончил в Будапеште Высшую школу музыкального искусства имени Ф. Листа (класс скрипки Ё. Хубаи, композиции — З. Кодай). Был концертмейстером симфонических оркестров в Люцерне (1924–26), Будапеште (1926–27), Берлине (1927–33; Еврейский культурный центр) и (с 1927 г.) гастролирующим солистом.

После прихода к власти нацистов вернулся в будапештский оркестр, но вскоре уехал в Баку, где как приглашенный педагог вел в консерватории классы скрипки и композиции (1934–35) и изучал музыку народов Закавказья. В 1935–37 гг. вновь работал в Будапеште. В 1937 г. совершил турне по городам Европы с сольными концертами новейшей музыки (П. Кадош и другие). В 1938 г. Б. Губерман пригласил Партоша в Израильский филармонический оркестр (до 1956 г. — солист и концертмейстер группы альтов). В 1939–54 гг. Партош был также альтистом Израильского квартета и гастролирующим скрипачом-солистом. В 1951 г. его избрали директором Академии музыки (позднее — имени С. Рубина; Тель-Авив), где он преподавал ряд лет (с 1961 г. — профессор).

Как композитор (дебют — концертино для струнного оркестра, 1932) Партош вначале тяготел к венгерскому неофольклоризму (Б. Барток, З. Кодай), с его совмещением самобытного народного мелоса и новейшей техники музыкального письма. Творческое освоение фольклора народов Закавказья, а затем и народной музыки в Эрец-Исраэль легло в основу индивидуального стиля Партоша, одного из создателей израильской композиторской школы. «Рондо на сефардские темы» (для струнного оркестра, 1939) и «Фантазия на восточные темы» (для хора с оркестром, 1946) предваряли создание программной симфонической фантазии «Эйн-Гев» (1953, Государственная премия Израиля за 1954 г.), в которой Партош воплотил величие ландшафта и героизм жителей поселения на Киннерете. В музыкальную ткань произведения введена своего рода монограмма-трезвучие Е-G-В (ми-соль-си). Образы фантазии и ту же монограмму-трезвучие Партош использовал позднее в симфонической элегии «Нетивим» («Пути», 1969). «Восточная баллада» (для альта, фортепиано и камерного оркестра, 1955) явилась опытом освоения арабской ладово-мелодической модели макам, которую Партош в пьесе для флейты и струнного квартета «Макамат» (1958) смело соединил с додекафонной техникой письма (см. А. Шёнберг), ставшей с 1960 г. преобладающей в его творчестве («Тхиллим» — «Псалмы», для квартета или оркестра струнных инструментов, 1960). В квинтете для деревянных духовых инструментов «Арфиллиот» («Туманности», 1966) Партош обратился к авангардистской технике письма, так называемой сериальности (различные комбинации и варианты использования одной определенной серии звуковысотных категорий), а после 1970 гг. — к свободной технике с введением микротоники (интервалы менее полутона), кластеров (гроздья или пучки звуков) и различных степеней алеаторики (случайность как формирующее начало). Значительное место в творчестве Партоша занимают концерты для альта с оркестром: «Шир тхилла» («Хвалебная песнь», 1949) — по сути Первый концерт — включает вольные трактовки ближневосточных песенных и танцевальных мотивов, в том числе в ритме хоры, дебки и других; Второй концерт (1958), посвященный жителям киббуца Эйн-ха-Шофет; «Концертная симфония» (1962, по сути — Третий концерт) и Четвертый концерт для альта и камерного оркестра (1970; подзаголовок «Шиллувим» — «Сплетения»). Для альта написаны «Изкор» («Да помянет [Бог]», 1946) на тему традиционного молитвенного напева восточноевропейского еврейства и «Кина» (1975) — одно из последних произведений Партоша. Концерт для скрипки с оркестром (1958) был написан по заказу И. Менухина и посвящен ему, а оркестровые «Вариации на тему З. Кодая» (1962) явились данью Партоша памяти своего учителя по композиции.

Смотрите также

Панофский Эрвин

печати

Покрасс, братья

Поппер Йозеф

Пруссия