патриархи
ПАТРИА́РХИ (הָאָבוֹת, ха-авот; שְׁלֹשֶׁת הָאָבוֹת, шлошет ха-авот, `три праотца`), отцы-прародители народа Израиля — Авраам, Исаак и Иаков. Термин «патриархи» встречается в греческих текстах, причем в различных значениях. В IV Макк. 7:19 говорится о «наших патриархах — Аврааме, Исааке и Иакове», однако в той же книге 16:25 сказано: «Авраам, Исаак и Иаков, а также все патриархи». В Новом завете патриархами называются Авраам (Еф. 7:4), двенадцать сыновей Иакова, а также Давид (Деян. 7:8–9; 2:29). Однако в раввинистической литературе всегда имеются в виду только Авраам, Исаак и Иаков, часто упоминающиеся в Библии вместе. Термин авот в выражениях «ваши [твои, наши] отцы» встречается в Библии в сочетании с этими тремя именами (Втор. 1:8; 6:10; 9:5; 29:12; 30:20 и др.) либо с намеком на них (Исх. 13:5, 11; Чис. 14:23; Втор. 1:21, 35 и др.). Особый статус имеют и жены патриархов — Сарра, Ревекка, Лия и Рахиль (арба ха-иммахот — `четыре праматери`).
По всей видимости, так называемая «эпоха патриархов» — это 1-я половина 2 тыс. до н. э. В пользу такой датировки говорят отраженные в библейском повествовании религиозные представления, топография и ономастика в рассказах о странствованиях патриархов, относительная простота общественного уклада в отличие от более поздних феодальных отношений в Ханаане и, наконец, отсутствие упоминаний о лошадях.
Одна из характерных черт патриархов в библейском повествовании — их устойчивая связь с Месопотамией. Семья Авраама, жившая в городе Ур (Быт. 11:28; 15:7; Нех. 9:7; ср. ИбН. 24:2–3), переселяется в Харан (Быт. 11:31), откуда впоследствии Авраам берет жену для Исаака (Быт. 24:4) и куда бежит Иаков от гнева Исава (Быт. 28:2–10). Здесь Иаков провел значительную часть жизни, и здесь родились все его дети, кроме Биньямина. После Иакова связь с Месопотамией обрывается.
Патриархи вели кочевой образ жизни, используя в качестве вьючных и верховых животных ослов и верблюдов (Быт. 12:16; 22:3, 5; 24:10, 63–64); они разводили овец и крупный рогатый скот (Быт. 12:16 и др.), что ограничивало районы их кочевья (Быт. 33:13). Они жили в шатрах (Быт. 12:8 и др.), маршруты их кочевья пролегали между городами, в которые они редко заходили. Эти города располагались в малонаселенных горных районах Ханаана (Шхем, Бет-Эль, Хеврон) и в Негеве (Беер-Шева, Грар); кочевья Иакова захватывали также центральный Гил‘ад в Заиорданье. Библейское повествование позволяет заключить, что патриархи находились на ранней стадии занятия земледелием (Быт. 26:12; ср. 37:7). В основном их отношения с соседями были мирными: патриархи заключали с ними договоры (Быт. 14:13; 21:22–32; 26:28–31) и приобретали земельные участки (Быт. 23:2–30; 33:19). Не было характерной для последующей истории израильтян враждебности к арамеям, ханаанеянам, филистимлянам и египтянам. Согласно библейской традиции, все трое патриархов и их жены (кроме Рахили) похоронены в пещере Махпела близ Хеврона (Быт. 49:29–30; 50:13).
Общественные установления, зафиксированные в библейском повествовании о патриархах, имеют параллели в обычаях западных семитов той эпохи; некоторые специфические черты семейно-правовых отношений напоминают принятые среди хурритов (в сфере влияния которых лежал Харан), — таковы, например, мотив жены-сестры (повторяется трижды: Быт. 12:11–20; 20:1–18; 26:6–11), по-видимому, отражающий привилегированный статус супруги, обычай брать наложницу в случае бесплодия жены (Быт. 16:2; 30:2), передача прав первородства (Быт. 25:29–34; 27:1–29) и др.
Аггада украшает образы патриархов множеством фольклорных деталей. Согласно ей, патриархи первыми открыли людям всемогущего Бога (Мен. 53а) и установили ежедневную службу Ему (Бр. 26б). Все три патриарха обладали равными духовными достоинствами (Быт. Р. 1:15), однако, в известном смысле, Иаков был наиболее отмечен Богом. Раввинистические авторитеты расходятся во мнениях, всегда ли заслуги патриархов или предков вообще (зхут авот) помогают их потомкам. Согласно одной точке зрения, заслуги патриархов будут всегда засчитываться их потомкам (Лев. Р. 36:6), согласно другой — эта помощь иссякает или даже уже прекратилась (там же), а в Быт. Р. (74:12) прямо сказано, что собственное усердие более ценно, нежели заслуги патриархов.
Фольклорно окрашенные образы патриархов продолжают оставаться в центре ортодоксально-религиозной и традиционной еврейской литературы вплоть до наших дней. О религиозных воззрениях патриархов см. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк. Вера патриархов. См. также Бытие, Месопотамия, Хабиру.