Поппер Карл Раймунд, сэр

ПО́ППЕР Карл Раймунд, сэр (Popper, Sir Karl Raimund; 1902, Вена, – 1994, Лондон), английский философ и социолог. Родители Поппера приняли христианство. До 1937 г. Поппер жил в Австрии. В начале 1920-х гг. работал с малолетними правонарушителями в клинике психиатра А. Адлера в Вене. В 1930 г. стал преподавателем математики и естественных наук в средней школе. Рост фашистской опасности заставил Поппера покинуть Австрию. До 1945 г. он преподавал философию в университетском колледже в графстве Кентербери (Новая Зеландия). С 1946 г. — в Лондонском университете, с 1949 г. до середины 1970-х гг. — профессор логики и научной методологии в Лондонской школе экономики и политических наук. В 1964 г. Поппер был возведен в рыцарское достоинство.

На формирование философских взглядов Поппера оказала глубокое влияние революция в физике, произведенная теорией относительности А. Эйнштейна. Под ее влиянием Поппер еще в 1919 г. начал подвергать критике «индуктивный метод», считавшийся ранее характерной чертой научного мировоззрения. Поппер противопоставил логическому позитивизму свою философскую концепцию — «критический рационализм» — и теорию роста научного знания. Вместо принципа верификации, считавшегося неопозитивистами критерием содержательности знания, Поппер выдвинул критерий фальсифицируемости как признак научной теории. Согласно Попперу, утверждение, которое не может быть опровергнуто, не относится к науке. На этом основан метод демаркации, отделения научного знания от ненаучного. Любое научное знание носит гипотетический характер и подвержено ошибкам. Рост научного знания состоит из выдвижения смелых гипотез и последующего их опровержения. Философию науки Поппер изложил в книге «Логика исследования» (1934; русский перевод «Логика и рост научного знания», М., 1983).

Поппер критиковал попытки логических позитивистов объявить всякую метафизику бессмысленной. Согласно Попперу, многие метафизические идеи обладают определенной ценностью для науки. В книге «Открытое общество и его враги» (т. 1 — 1945, т. 2 — 1965) Поппер подверг критике веру в неумолимые законы истории и утверждение, что общественные науки должны открывать эти законы и на их основании прогнозировать будущее развитие. Такая социальная философия лежит в основе практики авторитарных режимов. В книге «Нищета историзма» (1957) Поппер развил эту критику, высказал позитивные взгляды на общественное устройство и сформулировал идеал «открытого общества».

Статьи, написанные Поппером в Англии, посвящены в основном разработке теории роста научного знания с позиций индетерминизма и эмерджентной эволюции в противоположность физикалистскому редукционизму, составили сборник «Предположения и опровержения» (1963). В теории «трех миров» Поппер утверждает, что наряду с физическим и ментальным мирами существует также мир объективного знания. Рост научного знания Поппер рассматривает как частный случай общих мировых эволюционных процессов, к которому применимы принципы биологической эволюции («Объективное знание. Эволюционный подход», 1979). Идеи Поппера получили развитие в концепциях Имре Лакатоса, Иосефа Агасси и других представителей «критического рационализма».

Поппер отрицательно относился ко всем национальным движениям, в том числе к еврейскому, считая их реакционными.

Смотрите также

Петра

пища

похороны

праздники

Просвещение