«Протоколы сионских мудрецов»

«ПРОТОКО́ЛЫ СИО́НСКИХ МУДРЕЦО́В», литературная подделка конца 19 в., созданная по заданию тайной полиции России с целью «доказать» существование еврейского заговора для достижения мирового господства.

Содержание: Структура и содержание Политическая предыстория Изготовление и первоначальное распространение Разоблачение фальшивки Массовое распространение «Протоколы сионских мудрецов» в конце 20 в.

Структура и содержание. «Протоколы сионских мудрецов» известны в двух вариантах: более распространенный — в обработке С. Нилуса — обнародован в 1903 г.; второй — опубликован Г. Бутми де Кацманом в 1905 г. (отличается порядком нумерации протоколов и незначительными разночтениями).

Вариант С. Нилуса оформлен в стиле христианских изданий Библии; по замыслу издателя, это должно усиливать эмоциональное воздействие текста: перед читателем антиевангелие, или евангелие от Сатаны. Издание содержит 24 «протокола» якобы реальных подпольных заседаний еврейских представителей, обсуждающих стратегию захвата власти в мире; в конце концов управление миром должно оказаться в руках назначенного тремя «мудрецами» «царя Израильского» из рода Давидова (см. Давид). Царь будет самодержавно править человечеством, а в случае его смерти или серьезной болезни «мудрецы» передадут власть своему очередному избраннику.

В десяти первых протоколах излагается программа разрушения христианских государств. По замыслу заговорщиков, действенные способы развала общества: пропаганда демократических свобод и прав человека, подкуп прессы, насаждение культа денег, установление монополий наряду с провоцированием экономических войн, поощрение тайной деятельности масонов. Заговорщики призывают подстегивать гонку вооружений, способствовать росту армий и полиции, провоцировать войны между «гойскими» государствами, пропагандировать анархию, вседозволенность и разврат. Орудием разрушения должны быть масоны, в своем большинстве не ведающие, что истинное назначение их лож — служить установлению еврейского «интернационального сверхправительства». По убеждению заговорщиков, демократические страны наиболее уязвимы для разлагающего влияния масонства.

В следующих 14 протоколах (с нелогичными повторами) описываются переход к всемирному самодержавию и новое государственное устройство. Самодержавная форма правления, в противовес демократиям, превозносится как идеальная.

Издание завершается «разъяснениями» от переводчика, где сообщается, что «Протоколы сионских мудрецов» подписаны «сионскими представителями» (имена не названы) и тайно извлечены из книги протоколов, находящейся в хранилище «Сионской главной канцелярии» во Франции; далее кратко излагается история еврейского заговора, начало которому положил Соломон с другими «мудрецами» в 929 г. до н. э.; одним из активных исполнителей воли «мудрецов» объявляется Павел из Тарса.

Грамотный читатель обнаруживает в «Протоколах сионских мудрецов», наряду с абсурдностью самой возможности программировать захватнические планы на столетия и даже тысячелетия вперед, полное отсутствие каких-либо следов еврейского «почерка»: в них нет ссылок на книги Библии и Талмуда, в эсхатологических прорицаниях не упоминается ни о пришествии Мессии, ни об избавлении, а еврейская империя будущего метафорически трактуется как «апология божка Вишну». Однако на предубежденных людей именно топорность подлога вместе с довольно искусно обрисованной атмосферой конспирации и зловещей таинственности производят сильное впечатление.

Судя по содержащимся в «Протоколах сионских мудрецов» намекам на определенные события, время их составления — не ранее 1895 г.

Политическая предыстория «Протоколов сионских мудрецов». Еще в средневековье призрак еврейского заговора тревожил воображение христиан, с ним связан навет об отравлении евреями колодцев по приказу старейшин из Стамбула и Иерусалима (см. «Чёрная смерть»). Распускались слухи о тайных совещаниях раввинов для подготовки ритуальных убийств (см. Кровавый навет) и осквернения гостии. В Испании, Португалии, а затем и в других странах Европы аспект обвинений постепенно смещался от религии к политике; вероятно, тогда впервые возникла потребность в составлении подлогов, обосновывающих антиеврейские гонения. Так, в поддельной переписке от 1489 г. стамбульских раввинов с испанскими евреями (Париж, 1583) раввины советуют испанским единоверцам, принуждаемым к принятию христианства, давать детям профессии торговцев, врачей, аптекарей, священников, адвокатов, чтобы вредить христианам и со временем поработить их. Эта подделка провокационно использовалась против новых христиан, а затем неоднократно переиздавалась в 19 в. во Франции и Германии и стала прообразом «Протоколов сионских мудрецов».

Идея политического заговора евреев против христианских государств приобрела остроту после созыва Наполеоном I в 1807 г. Синедриона (см. Синедрион Французский). С разных точек зрения она разрабатывалась в сочинении А. Туссенеля, А. Р. Гужено де Муссо, Э. Дрюмона, Е. Дюринга, А. Штеккера и других антисемитских публицистов. С 1860-х гг. в реакционных кругах Германии развивается мысль о сговоре евреев и масонов для совместного подрыва устоев христианского мира; она была подхвачена во Франции и сыграла значительную роль в деле Дрейфуса. В России в опубликованной Я. Брафманом в 1869 г. «Книге кагала» (3-е изд., 1888) содержалось обвинение евреев в корпоративной эксплуатации христианского населения (см. Кагал).

В 1873 г. вышел на немецком языке (в Базеле) трактат секретного агента русского правительства В. А. Осман-Бея (Ф. Милленгена) «Завоевание мира евреями»; в 1874 г. трактат появился на русском языке и впоследствии многократно переиздавался. По утверждению автора, историческое назначение евреев — мировое господство; диаспора была добровольной и преследовала цель — подготовить наступление на род человеческий; планы захвата в свои руки прессы обсуждались на «всемирном еврейском соборе» в Кракове в 1840 г.

Идея еврейского заговора нашла «художественное» отражение в романе немецкого писателя Г. Гёдше (псевдоним Дж. Ретклиф) «Биарриц — Рим» (1866–70), ставшем одним из непосредственных источников «Протоколов сионских мудрецов». Одна из глав романа — «Еврейское кладбище в Праге» — была переведена на русский язык в 1872 г. и многократно переиздавалась, в том числе под названием «Речь раввина». В ней описывается «очередное» секретное совещание у могилы «святого раввина» представителей 12 колен Израилевых; они обсуждают планы разрушения христианства и установления иудейского царства. Идеей всемирного заговора пронизаны также романы русских беллетристов В. Крестовского «Тьма египетская» (1881), Н. Вагнера «Темное дело» (1881; позднее переиздан под названием «Темный путь») и другие.

В 1880-е гг. в антисемитской прессе получила широкое распространение фальшивка «Письмо Кремье» (см. И. Кремье), помеченное 1874 г. В нем предрекалась скорая победа мирового еврейства: «Недалек тот день, когда все богатства земли будут принадлежать исключительно евреям». С этого времени основной мишенью антиеврейских нападок становится Альянс.

В 1879–80 гг. в Москве вышел «труд» И. Лютостанского «Талмуд и евреи» (в 3-х томах), отразивший дремучее невежество автора. В 1882 г. в журнале «Век» был опубликован трактат «Великая тайна масонов», автором которого, вероятно, был член Коллегии министерства внутренних дел О. Пржецлавский (в 1909 г. его сын опубликовал трактат отдельным изданием в Москве под названием «Разоблачение великой тайны франмасонов»). Сочинение содержит весь набор измышлений о «жидомасонском заговоре», который позднее составил содержание «Протоколов сионских мудрецов». До опубликования трактата его рукопись была передана высокопоставленным чинам империи, включая шефа жандармов А. Дрентельна.

В 1890-е гг. в архивах министерства внутренних дел скопилось множество докладных записок и материалов, «изобличающих» еврейский заговор. Среди них — записка «Тайна еврейства» от 10 февраля 1895 г. из архива департамента полиции, которую Г. Слиозберг опубликовал в приложении к книге Ю. Делевского (Я. Юделевского, 1868-1957) «Протоколы сионских мудрецов: История одного подлога» (Берлин, 1923). Руководители охранки, желавшие использовать разворачивавшееся антисемитское движение в своих целях, затеяли фабрикацию «документа», который на понятном широким массам языке показал бы ведущую роль «мирового еврейства» в революционном брожении в России и дискредитировал лозунги оппозиционных партий. В записке «Тайна еврейства» ставилась задача бороться с революционным движением, «осветив печатно, в популярном изложении, тайные еврейские замыслы против всего христианского мира и России в частности». Было решено прибегнуть к провокационной мистификации.

Изготовление подделок, мистифицирующих читателя, было широко распространено в Европе со второй половины 18 в.; часть их составлялась с политическими целями. Наибольшую сенсацию в конце 19 в. вызвала экстравагантная выходка французского писателя-антиклерикала Л. Таксиля; в 1885 г. он объявил о своем раскаянии и возвращении в лоно католической церкви и по поручению Ватикана написал ряд работ, полных самых нелепых измышлений о масонах (с «документальным подтверждением» их связи с дьяволом). Однако в 1897 г. Таксиль заявил, что все его антимасонские публикации — мистификация для разоблачения католического мракобесия. Другая подделка — якобы найденное в Кашмире фальсифицированное евангелие «Жизнь святого Иссы, наилучшего из сынов человеческих» — была опубликована по-французски в 1894 г. (русский перевод вышел в 1895 г.) агентом российской охранки Н. Нотовичем (автор антисемитской книги «Правда о евреях», 1889).

Литературные подделки практиковались и в России 19 в. Бурную полемику вызвала публикация анонимного «Польского катехизиса» (1863), где полякам, только что потерпевшим поражение в антироссийском восстании, приписывалось стремление всячески вредить интересам России, проникая в высшие эшелоны власти.

Изготовление и первоначальное распространение «Протоколов сионских мудрецов». Операция по изготовлению «Протоколов сионских мудрецов» была проведена с профессиональным соблюдением правил конспирации; никто из исполнителей не раскрыл тайны и впоследствии. Расследовавшие подлог Ю. Делевский, В. Бурцев, П. Милюков, С. Сватиков, тем не менее, обнаружили ряд фактов, связанных с созданием «Протоколов сионских мудрецов».

У С. Нилуса есть указание на Францию, где изначально находилась рукопись «Протоколов сионских мудрецов». По свидетельствам княгини Радзивилл и Хенриетты Херблет, агенты русской политической полиции М. Головинский и И. Манусевич-Мануйлов (1869–1918; еврей, был крещен в раннем детстве) по заданию руководителя заграничной службы охранки С. Рачковского (впоследствии вице-директора департамента полиции) готовили в Париже документ, изобличающий еврейский заговор. В Национальной библиотеке Франции сохранился экземпляр книги М. Жоли «Диалог в аду между Макиавелли и Монтескье, или Макиавеллистская политика в 19 в.» (1864) со специфическими пометами, сделанными, вероятно, авторами фальшивки. Памфлет Жоли не касался ни еврейского вопроса, ни масонов; в нем в гротескной форме обличались тиранические устремления императора Наполеона III. Монологи духа Макиавелли о стратегии захвата власти взяты авторами «Протоколов сионских мудрецов» за основу выступлении «сионских мудрецов»; плагиат из книги Жоли составляет почти половину текста «Протоколов сионских мудрецов».

Инициатором создания «Протоколов сионских мудрецов» был, по всей вероятности, С. Рачковский, большой мастер политической провокации. В молодости он был народовольцем и предложил использовать в качестве легального органа партии редактировавшийся им еженедельник «Русский еврей» (см. Периодическая печать). Перейдя на штатную службу в охранку, Рачковский стал издавать при департаменте полиции и распространять черносотенные листовки; он был одним из инициаторов создания Союза русского народа. Непосредственным составителем «Протоколов сионских мудрецов» считается М. Головинский, профессиональный литератор, который по заданию охранки занимался слежкой за русскими эмигрантами в Париже. Журналист И. Манусевич-Мануйлов, многолетний сотрудник охранки, был посвящен в задание Головинского и, возможно, оказывал ему помощь в работе. Исполнители подлога использовали для плагиата, наряду с книгой Жоли, другие произведения, в частности, памфлеты апостата (см. Отступничество) И. Циона против финансовой политики министра С. Витте. Предполагаемое некоторыми исследователями участие самого Циона в изготовлении «Протоколов сионских мудрецов» маловероятно: он сумел бы исполнить такой заказ с большим знанием еврейских реалий.

Чтобы доставить рукопись «Протоколов сионских мудрецов» в Россию, Рачковский воспользовался услугами агента охранки Юлианы Глинки. Был пущен слух, что Глинка сумела раздобыть сверхсекретный документ из тайного еврейского хранилища во Франции; эта версия изложена в повести выкреста С. Литвина-Эфрона (1849–1925) «Среди евреев» (журнал «Исторический вестник», 1896). Впоследствии нацистская пропаганда ссылалась на эту повесть как на доказательство «подлинности» «Протоколов сионских мудрецов». О том, что на самом деле «парижской даме» вручил рукопись «документа» Рачковский, Нилус рассказал в 1909 г. посетившему его А. дю Шайла. Близкий знакомый Ю. Глинки, А. Сухотин, передал рукопись «Протоколов сионских мудрецов» своему другу Ф. Степанову. В 1927 г. Степанов рассказал, что сначала он отпечатал 100 экземпляров «Протоколов сионских мудрецов» на гектографе, а затем, в 1897 г., в одной из типографий Тульской губернии (без обозначения времени и места издания). От Сухотина же копии рукописи «Протоколов сионских мудрецов» получили Нилус и Бутми. Малотиражное издание Степанова прошло незамеченным, но публикации Бутми и особенно Нилуса получили со временем мировую известность.

Версия Нилуса (вероятно, с его предисловием) впервые была опубликована в петербургской газете «Знамя» (28 августа – 7 сентября 1903 г.) известным черносотенцем, подстрекателем Кишиневского погрома (см. Кишинев) П. Крушеваном под названием «Программа завоевания мира евреями». Осенью 1905 г. одновременно вышли в свет два издания «Протоколов сионских мудрецов»: в составе книги Нилуса «Великое в малом, или Антихрист как близкая политическая возможность», излагающей историю его «духовных поисков», и в книге Бутми «Обличительные речи. Враги рода человеческого» (2-е изд., 1906). В предисловии ко второму изданию указана дата «перевода» рукописи — 9 декабря 1901 г.; в примечании от имени переводчика говорится, что протоколы подписаны сионскими представителями, которых не надо смешивать с сионистами (см. Сионизм), однако издатель это примечание оспаривает. В 1911 г. выходит новое издание книги Нилуса под названием «Великое в малом. Близ грядущий Антихрист и царство диавола на земле». В предисловии издатель сообщает, что получил рукопись в 1901 г., и допускает мысль о недостоверности «Протоколов сионских мудрецов»: «Меня могут, пожалуй, упрекнуть — и справедливо — в апокрифичности представляемого документа». В 1917 г. Нилус вновь издал свою книгу под названием «Близ есть, при дверех», где объявил, что он получил рукопись «Протоколов сионских мудрецов» от А. Сухотина и что некие (не названные по имени) евреи подтвердили: протоколы — подлинный план завоевания мира, выработанный вождями еврейства и представленный Т. Герцлем на 1-м Сионистском конгрессе.

Несмотря на усилия фанатиков, «Протоколы сионских мудрецов» не нашли широкой поддержки в русском обществе. Даже такой лидер черносотенцев, как публицист «Нового времени» М. Меньшиков, которого Ю. Глинка в 1902 г. пыталась уверить, что «Протоколы» действительно похищены ею из «еврейской столицы» Ниццы, отвернулся от неуклюжей подделки. Распространители «Протоколов сионских мудрецов» не сумели заручиться и поддержкой двора. Правда, в разгар революции 1905 г. «Протоколы» были представлены Николаю II, и он, по свидетельству жандармского генерала, исписал поля своего экземпляра пометами: «Какая глубина мысли!.. Какая точность в осуществлении программы!.. Не может быть никакого сомнения в их подлинности...» и т. п. Сотрудники заграничного отделения охранки, «обнаружившие» антиеврейский пасквиль, были щедро вознаграждены. Однако, когда деятели правого лагеря предложили проект широкого использования «Протоколов сионских мудрецов» для политической борьбы, председатель совета министров П. Столыпин велел провести секретное расследование и доложил императору о результатах, не оставлявших сомнений в подлоге. Николай II написал на проекте: «Оставьте «Протоколы». Нельзя делать чистое дело грязными методами». Отрицательное отношение властей России к «Протоколам сионских мудрецов» проявлялось жестко: никаких ссылок на фальшивку не допускалось даже во время подготовки процесса М. Бейлиса.

«Протоколы сионских мудрецов» нашли некоторый отклик лишь в мистических кругах: есть ссылка на книгу Нилуса в магистерской диссертации П. Флоренского; подлинность «Протоколов сионских мудрецов» отстаивал архиепископ Вологодский Никон; в художественной литературе «антимасонскую» традицию поддержала Е. Шабельская романами «Сатанисты XX века» (1909) и «Красные и черные» (1911), где немало страниц посвящено заседаниям еврейских заговорщиков, во главе которых стоит персонаж, напоминающий С. Витте; речи заговорщиков повторяют монологи «мудрецов».

В годы Первой мировой войны «Протоколы» впервые вышли за пределы России: дядя императора, великий князь Николай Николаевич, командующий Кавказским фронтом, известный гонитель евреев, велел перевести «Протоколы сионских мудрецов» на английский язык и распространить среди союзников; по воспоминаниям Х. Вейцмана, «Протоколы» были популярны у британских офицеров на Ближнем Востоке.

1918 г. был переломным в истории «Протоколов сионских мудрецов». Убийство революционными властями России царской семьи вызвало волну массового интереса к антисемитской фальшивке. Известие о том, что следователи армии А. Колчака обнаружили в комнате императрицы Александры Федоровны подаренную ей за несколько месяцев до того книгу Нилуса «Великое в малом» (вместе с Библией и романом «Война и мир» Л. Толстого), было воспринято в монархических и экзальтированных христианских кругах как завещание царицы-мученицы, указывающее на евреев — истинных виновников трагедии. Издания «Протоколов сионских мудрецов» появились в Новочеркасске, Ростове-на-Дону, Харькове; к распространению их в белых армиях приложил руку известный антисемит В. Пуришкевич, служивший в отделе пропаганды Добровольческой армии. По свидетельству М. Новомейского и некоторых других, «жидомасонский заговор» стал бредовой идеей администрации А. Колчака: новые издания «Протоколов» появились в Омске, Иркутске, Владивостоке, Хабаровске. В белогвардейской печати также публиковался в разных вариантах «документ Цундера» (новая версия «письма Кремье»), найденный якобы среди бумаг командира Красной армии. Пропаганда «Протоколов сионских мудрецов» и других фальшивок в белых армиях и войсках С. Петлюры спровоцировала жесточайшие погромы с невиданным прежде числом жертв.

После победы большевиков распространение «Протоколов сионских мудрецов» в России было запрещено, они имели хождение лишь в некоторых кругах националистического антисоветского подполья.

В Европе завезенные белой эмиграцией «Протоколы сионских мудрецов» сыграли зловещую роль в становлении идеологии правых движений, особенно национал-социализма в Германии. Российское черносотенство объединил с нацизмом А. Розенберг, который приехал в конце 1918 г. из России в Германию, где стал официальным идеологом и философом нацистской партии. В 1923 г. А. Гитлер назначил Розенберга на пост главного редактора газеты «Фолькишер беобахтер», в которой Розенберг опубликовал «Протоколы сионских мудрецов», а затем активно содействовал их миллионным изданиям на немецком и других языках. (Первый перевод «Протоколов сионских мудрецов» на немецкий язык под псевдоним Готтфрид цур Беек издал в 1919 г. Мюллер фон Хаузен; второй — в 1920 г. осуществил Т. Фрич.) Пропаганда, поднятая нацистами в связи с «Протоколами сионских мудрецов», вызвала широкую антиеврейскую истерию и спровоцировала убийство В. Ратенау, которого объявили одним из «сионских мудрецов».

Трудно переоценить роль «Протоколов сионских мудрецов» в разработке планов «окончательного решения» еврейского вопроса (см. также Катастрофа). Но несомненно их влияние и на основы идеологии нацизма: Гитлер и его окружение приняли как откровение начертанный в «Протоколах сионских мудрецов» абсурдный план заговора с целью достижения господства над миром и попытались его реализовать.

В Англии первый перевод «Протоколов сионских мудрецов» был опубликован в 1920 г. и выдержал пять изданий. В 1921 г. корреспондент лондонской газеты «Морнинг пост» В. Мароден выпустил новый перевод, также несколько раз переизданный. И в «Морнинг пост», и в «Таймс» появились статьи, утверждавшие подлинность «Протоколов сионских мудрецов». В 1920 г. в Бостоне (США) «Протоколы сионских мудрецов» были опубликованы на средства автомобильного короля Г. Форда тиражом в полмиллиона экземпляров; их пропагандировала также издававшаяся массовым тиражом его газета «Дирборн индепендент». Мировое распространение получила книга Форда «Международное еврейство», развивавшая идею заговора.

Во Франции с 1920 г. также публикуются разные переводы «Протоколов сионских мудрецов». В течение 1920-х гг. и особенно начиная с 1933 г., появились и широко рекламировались переводы «Протоколов сионских мудрецов» (на средства Германии) на польский, шведский, датский, финский, итальянский, венгерский, японский, арабский и другие языки.

Разоблачение фальшивки. Вакханалия вокруг «Протоколов сионских мудрецов» обеспокоила еврейские и либеральные круги Европы и Америки; с протестами против распространения фальшивки и с разоблачениями выступили демократические круги русской эмиграции. В 1921 г. корреспондент лондонской газеты «Таймс» в Стамбуле Ф. Грейвс обнаружил основной источник плагиата — трактат Жоли «Диалог в аду». Сопоставление текстов «Диалога» и «Протоколов сионских мудрецов» на страницах «Таймс», еще недавно рекламировавшей «Протоколы сионских мудрецов», наглядно показало технику их изготовления. В 1921 г. журнал «Американ хибру» опубликовал интервью с княгиней Радзивилл и Хенриеттой Херблет (см. выше). В 1920–30-х гг. за границей появились на русском языке статьи и книги П. Милюкова, А. Карташева, Ю. Делевского, Г. Слиозберга, В. Бурцева, подробно исследовавшие историю фальшивки; решительно осудил ее философ Н. Бердяев. Во Франции против распространения «Протоколов сионских мудрецов» выступил Т. Рейнак (см. Рейнак, семья), в Англии — Л. Вольф. Против «Протоколов сионских мудрецов» организованно выступило еврейство США, получившее поддержку общественности. Конференция еврейско-американских организаций осудила фордовские публикации; протест был подписан В. Вильсоном, Т. Рузвельтом и еврейскими лидерами страны. Журналист Х. Бернстайн (1876–1935) и финансист А. Шапира возбудили судебные иски против Форда по обвинению в клевете и нанесению морального ущерба еврейской общине США; в 1927 г. Форд был вынужден заплатить штраф Бернстайну. Он принес извинения евреям страны в письме на имя Л. Маршалла и объявил об изъятии и запрете на переиздание книги «Международное еврейство» (что, впрочем, не помешало выходу ее огромными тиражами в нацистской Германии). Еще больший резонанс вызвали три заседания суда в Берне (ноябрь 1933 г. – май 1935 г.), рассмотревшего иск еврейских общин Швейцарии против местных нацистов, которые распространяли «Протоколы сионских мудрецов». Суд, заслушав аргументы обеих сторон, рассмотрел вопрос о подлинности «Протоколов сионских мудрецов» и объявил их «подделкой, плагиатом и бессмыслицей»; нацисты Швейцарии были приговорены к штрафу. Верховный суд в Берне в октябре 1937 г. отклонил кассационную жалобу обвиняемых.

Массовое распространение «Протоколов сионских мудрецов». Судебные разбирательства в США и Швейцарии сумели остановить дальнейшее распространение «Протоколов сионских мудрецов» в демократических странах. Тем не менее антисемиты продолжали переиздавать «Протоколы сионских мудрецов», переводить их на другие языки. Усилилась тенденция связывать создание «Протоколов сионских мудрецов» с сионистским движением. Авторство монологов приписывалось Т. Герцлю, М. Нордау, а чаще всего — Ахад-ха-‘Аму. В Германии распространение «Протоколов сионских мудрецов» было поставлено на уровень государственной задачи после захвата власти нацистами; с 1934 г. по 1945 г. «Протоколы сионских мудрецов» изучались во всех школах страны. Была создана специальная служба «Вельтдинст» для издания антисемитских листков, в которых, среди прочего, публиковались «Протоколы сионских мудрецов» на всех европейских языках. «Протоколы сионских мудрецов», изданные огромными тиражами, внедрялись немецкими оккупантами в сознание покоренных народов. Распространением «Протоколов сионских мудрецов» занимался и отдел пропаганды так называемой Русской освободительной армии генерала А. Власова.

После разгрома Германии и ее союзников мировая общественность узнала правду о Катастрофе. Нюрнбергский процесс (см. Военных преступников процессы) осудил практику нацистского геноцида. Публикации «Протоколов сионских мудрецов» были приостановлены. Однако вскоре распространением «Протоколов сионских мудрецов» занялись арабские националисты, заинтересованные в дискредитации сионизма. В Египте, Сирии, Саудовской Аравии и других странах ислама «Протоколы сионских мудрецов» неоднократно переиздаются. Идеи еврейского заговора появились и в коммунистических странах в конце 1940-х – начале 1950-х гг., когда начались преследования еврейской интеллигенции (см. «Космополиты», Врачей дело, Сланского процесс), однако сама фальшивка не была тогда пущена в ход. Впрочем, в 1968 г. «Протоколы сионских мудрецов» открыто продавались в Польше в костелах, а вскоре в Советском Союзе вновь выплыла идея о «тысячелетнем заговоре» евреев — в книге Ю. Иванова «Осторожно, сионизм!» (М., 1969). С этого времени борьба с «сионизмом», трактуемом в духе «Протоколов сионских мудрецов» как всемирный заговор, стала одним из важнейших направлений в советской пропаганде. Нападки на масонов появились в работах историков Н. Яковлева, О. Михайлова, В. Пигалева и других; тему «жидомасонского заговора» развивали беллетристы И. Шевцов и В. Пикуль. Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 1975 г., объявившая сионизм формой расизма и расовой дискриминации, основана на представлениях, получивших широкое хождение благодаря «Протоколам сионских мудрецов». Инициаторами резолюции были исламские страны, где «Протоколы сионских мудрецов» стали частью официальной идеологии; их активно поддержали коммунистические государства, в которых идеи «Протоколов сионских мудрецов» вошли в официальную пропаганду «с черного хода».

«Протоколы сионских мудрецов» в конце 20 в. Политический кризис, приведший к краху коммунистической системы, вызвал волну антисемитизма на востоке Европы. Еще в 1970-х гг. в антисемитских кругах Советского Союза распространялась изданная в Париже книга В. Емельянова «Десионизация», обильно цитирующая «Протоколы сионских мудрецов» и сеющая мистический ужас перед евреями. С начала 1980-х гг. в Москве, Ленинграде (см. Санкт-Петербург), Новосибирске, Свердловске (см. Екатеринбург) и Минске лекторы «патриотических» обществ «Память» и «Отечество» читали избранные отрывки из «Протоколов сионских мудрецов» и сопровождали их комментариями, провокационно сопоставляя страшные реалии большевистской истории России с предсказаниями «мудрецов». В рамках антисемитского самиздата появилась новая фальшивка «Катехизис советского еврея» с традиционным образом еврея — злобного врага русского народа. Заново переизданные «Протоколы сионских мудрецов» свободно распространялись в период перестройки в России, Белоруссии и других республиках. Перепечатки появляются и в периодической печати, сопровождаемые антисемитскими карикатурами. Интерес к «Протоколам сионских мудрецов» подогревался «респектабельными» органами массовой информации правых сил (журналы «Молодая гвардия», «Наш современник», литературные передачи Центрального телевидения), где заново дискутировался давно решенный вопрос о подлинности «Протоколов сионских мудрецов» и намекалось, что расстрел царской семьи в 1918 г. и геноцид крестьянства в 1929 г. – 1930-х гг. — это «ритуальные убийства», проведенные в соответствии с планами «Протоколов сионских мудрецов». Большими тиражами распространяются переводы «Протоколов сионских мудрецов» в странах Восточной Европы; беспокойство еврейских и нееврейских демократических кругов вызвали новые их публикации в Венгрии и Румынии. Осуществляются переиздания фальшивки и в странах ислама. Бесспорным отражением мифа, изложенного в «Протоколах сионских мудрецов», явилось высказывание президента Ирака С. Хусейна в октябре 1991 г.: «Все западные лидеры — марионетки в руках сионистов».

«Протоколы сионских мудрецов» не забыты и в странах с демократическим режимом. Так, в США их идеи используют некоторые руководители негритянских движений, в частности «черные мусульмане».

Смотрите также

Панофский Эрвин

Пинкус Луи Арье

Плоцк

погромы

похороны