Пшисуха Я‘аков Ицхак
ПШИСУ́ХА (Пшисха) Я‘аков Ицхак бен Ашер (הַיְּהוּדִי הַקָּדוֹשׁ, Ха-Иехуди ха-Кадош, `Святой еврей`; 1766, Пшедбуж, – 1814, Пшисуха), цаддик, основатель течения Пшисха в польском хасидизме. Пшисуха родился в известной раввинской семье. Был учеником рабби Арье Лейба Харифа в Пшедбуже и Опатуве (Апта); учился в иешиве Лиссы (ныне Лешно) под руководством Давида Тевеле бен Натана из Лиссы (умер в 1792 г.). Отличался физической силой, однако аскетический образ жизни и частые посты истощили его организм. Под влиянием цаддика Моше Лейба из Сасова (ныне Сасув; 1745–1807) стал хасидом. Цаддик Давид бен Шломо из Лелюва (1746–1813) учил его любви к еврейскому народу (ахават Исраэль). Благодаря своей учености и благочестию Пшисуха приобрел широкую известность. Ему принадлежит изречение: «Если в тело молящегося вонзили меч, и он испытал боль, значит, молитва его — не подлинная». Пшисуха занимался благотворительностью, раздавал свои деньги бедным и зарабатывал на жизнь преподаванием в хедере.
Поворотным пунктом в жизни Пшисухи явилась встреча с Я‘аковом Ицхаком ха-Леви Горовицем (Провидцем из Люблина), ближайшим учеником которого он стал. Здесь он и получил прозвище «Святой еврей» (или просто ха-Иехуди — `еврей`). Люблинский ясновидец назначил его духовным советником молодых учеников. Пшисуха советовал им отбросить всякую гордыню и тщеславие. Он считал, что цаддик всегда видит достоинства своих друзей и свои собственные недостатки. Согласно Пшисухе, бывает три вида цаддиков. Тот, кто сам считает себя цаддиком, менее всего заслуживает уважения. Большего уважения заслуживает тот, кто не считает себя цаддиком высшего порядка. Лучше их обоих тот, кто считает, что еще не достиг совершенства, необходимого цаддику. Пшисуха подчеркивал необходимость стремления к самосовершенствованию посредством честного соблюдения мицвот, не запятнанного честолюбием или стремлением к материальной выгоде. За свою моральную чистоту Пшисуха заслужил еще одно прозвище: Шибболет захав (`Золотой колос`); его душа уподоблялась чистому золоту. Пшисуха проложил «новую тропу в хасидизме»: служение Богу путем изучения Торы в сочетании с молитвой. Он явился, таким образом, основателем польского варианта движения Хабад, который уделял большее, чем другие течения в хасидизме, внимание изучению Торы. Пшисуха боролся с невежеством и поверхностностью, распространившимися среди хасидов; он осуждал чудотворцев и цаддиков, занимавшихся мирскими делами. Пшисуха считал, что всякий, кто достиг определенного духовного уровня, может творить чудеса; гораздо труднее просто честно исполнять обязанности, возложенные на каждого еврея. Поэтому хасиды Пшисха не отличались скрупулезностью в соблюдении сроков молитв в соответствии с предписаниями Шулхан аруха, предпочитая ждать, пока духовная подготовка не создаст соответствующее благочестивое настроение. Хасидизм Пшисха стремился сочетать эмоциональную приподнятость с рациональной ученостью. Нововведения Пшисухи, особенно отступления от установленного времени молитв, вызвали сопротивление всех современных ему цаддиков — учеников Я‘акова Ицхака ха-Леви Горовица и самого их учителя. Вынужденный покинуть Люблин, Пшисуха решил основать собственную общину. В последние годы его жизни в связи с наполеоновскими войнами, воспринимавшимися некоторыми цаддиками как война Гога и Магога, среди его приверженцев возникли новые надежды на избавление. В ночь пасхального (см. Песах) седера 1814 г. они попытались мистическими средствами призвать Мессию, однако сам Пшисуха отказался принять в этом участие. Пшисуха умер, не достигнув 50 лет, и хотя он оставил сына Иерахмиэля, большинство его хасидов признало своим вождем ученика Пшисухи, Симху Бунема из Пшисухи. В числе видных последователей Пшисухи были Менахем Мендл из Коцка, Ханох из Александрова (1798–1870), Ицхак из Варки (см. Варка) и Иссахар Бер из Радошиц (1765–1843); все они были влиятельными вождями хасидизма в Польше.