Рав

РАВ (настоящее имя Абба бен Айбу; умер, по-видимому, в 246 г.), выдающийся амора (см. Амораи) Вавилонии, основатель академии (см. Иешива) в Суре, один из лидеров первого поколения создателей Гемары Вавилонского Талмуда. Был известен также как Абба Ариха (`высокий`; Нид. 24б); прозвище Рав получил за то, что был «учителем (рав) всей диаспоры» (Беца 9а), по аналогии с прозвищем Рабби Иехуды ха-Наси (ББ. 119б). Рав родился в Кафри (южная Вавилония) в семье, которая вела свое происхождение от Шфатии, сына Давида, и Авитал (ТИ., Та‘ан. 4:2, 20б), по другой версии — от брата Давида, Шим‘и (Кт. 62б). Неизвестно, кто были учителя Рава в Вавилонии; однако есть сведения, что в Эрец-Исраэль он учился у своего дяди, Хии (МК. 16б). Позднее Рав стал членом академии Иехуды ха-Наси (Хул. 137б) и его бет-дина (Гит. 59а). Рав был лично знаком с выдающимися представителями последнего поколения таннаев в Эрец-Исраэль и обсуждал с ними вопросы Галахи. После возвращения в Вавилонию в 218 г. Рав сначала был близок к академии в Нехарде‘а, однако из-за разногласий с местными законоучителями, в основном — с Шмуэлем Ярхина‘а, переселился в Суру, где основал бет-дин и академию, вскоре превратившуюся в крупный центр еврейской учености и просуществовавшую около 800 лет; ее даже стали называть «маленьким святилищем» (Мег. 29а). Число учеников в академии Рава достигло 1200 человек (Кт. 106а). Вернувшись в Вавилонию знатоком учения Иехуды ха-Наси, Рав ввел ряд новых халахот (см. Галаха), не практиковавшихся там прежде. Рав был в Вавилонии также одним из наиболее известных и плодовитых авторов аггадот (см. Аггада) и часто выступал с публичными проповедями; на аггадот Рава сильно повлияла Аггада Эрец-Исраэль. Несмотря на свои выдающиеся достижения, наиболее вероятно, что Рав формально никогда не был возведен в звание рабби (см. Смиха; примечания Ниссима бен Реувена к Нед. 78б, а также Эр. 50б; ББ. 42а; Кт. 8а; Хул. 122б).

Рав отличался исключительной праведностью. Объясняя смысл мицвот и их исполнения, Рав утверждал, что «мицвот были даны лишь с одной целью — служить средством улучшения человека. Ибо какая разница Богу, закалывают ли животное в переднюю или заднюю часть шеи?» (Быт. Р. 44:1). Об изучении Торы он говорил, что это — «важнее, чем ежедневное жертвоприношение» (Эр. 63б) и «выше, чем строительство Храма» (Мег. 16б). В некоторых проповедях Рава проявляется склонность к мистицизму. Рав создал несколько молитв. Традиция приписывает ему известную молитву Тки‘ата де-[вей-] Рав, читаемую во время дополнительной службы на Рош ха-Шана (ТИ., РхШ. 1:3, 57а). Она начинается словами: «Ты помнишь» («Атта зохер» — другое название молитвы) и кончается: «Благословен Ты, Господи, помнящий завет».

Личная жизнь Рава была трудной: по возвращении в Вавилонию он сначала был беден и страдал от голода (МК. 12б). Был несчастливо женат (Иев. 63а), имел двоих сыновей и трех дочерей (Пс. 70а, 113а; Хул. 92а, 95б; Сук. 44б).

Смотрите также

Ракоши Матьяш

Рамбан

Ровно

румынская литература

Руфь