«Рассвет»
«РАССВЕ́Т», название нескольких русско-еврейских периодических изданий.
1). «Рассвет» («Орган российских евреев») — еженедельник, издававшийся в Одессе с мая 1860 г. по май 1861 г. (№1–52), первое еврейское периодическое издание на русском языке. Его редактором-издателем был фактически лишь писатель О. Рабинович, хотя до №19 журнал подписывал также публицист и общественный деятель И. Тарнополь (1810–1900). Еще в начале 1857 г. попечитель Одесского учебного округа, известный хирург Н. Пирогов обратился в министерство народного просвещения с запиской, в которой сообщал, что местные евреи О. Рабинович и И. Тарнополь готовы издавать журнал с целью распространения в еврейском населении идеи о необходимости просвещения и искоренения фанатических предрассудков. Создание еженедельника сопровождалось немалым сопротивлением столичной бюрократии, однако после того, как будущие редакторы заверили Еврейский комитет, опасавшийся последствий распространения «ереси» среди русского населения, что они не будут касаться религиозных вопросов, в октябре 1859 г. была дана «высочайшая санкция» на издание. Целью «Рассвета» было не только распространение просвещения и русского языка в еврейских массах, подъем их духовного уровня, но и борьба с клеветой и нападками на еврейский народ. О. Рабинович стремился защитить народ от нападок извне (повесть «Наследственные подсвечники»), а его ближайший сотрудник, бытописатель Л. Леванда разоблачал «мракобесие, рутину, общинные неурядицы, племенные пороки, слабости и т. д.» (повесть «Дело бакалейных товаров. Картины еврейского быта» и публицистические статьи). В защиту гражданских прав евреев в «Рассвете» выступали профессор Ришельевского лицея А. Георгиевский (вел «Обозрение иностранной еврейской журналистики»), который принимал участие и в редактировании журнала, И. Чацкий (умер в 1902 г.; «Обзор перемен, происшедших в положении русских евреев с 1855 по 1860 г.») и другие. В журнале сотрудничали врач и общественный деятель Э. Соловейчик (умер в 1875 г.), юрист и историк Г. Барац (1835–1922), юрист А. Пассовер (1840–1910), иностранным корреспондентом был известный еврейский историк И. М. Йост («Литературные письма»).
С самого начала издания «Рассвет» столкнулся со значительными трудностями. С одной стороны, их чинила цензура, запрещавшая всякое упоминание об эмансипации евреев (генерал-губернатор А. Строганов под давлением из Петербурга угрожал «Рассвету» закрытием), с другой — материальное положение журнала было плачевным из-за безразличия меценатов, недовольства ортодоксальных кругов разоблачениями отрицательных сторон еврейской жизни, а также из-за равнодушия большинства еврейского населения к русскому языку. Число подписчиков никогда не превышало 640. В №45 «Рассвета» появилось сообщение о предстоящем закрытии журнала, который предпочел «мужественную смерть... мучительному разрушению». Сразу же после прекращения издания «Рассвета» вместо него стал выходить еженедельник «Сион» (май 1861 г. – апрель 1862 г.; №№1–43) под редакцией Э. Соловейчика и Л. Пинскера (до №22), затем — Э. Соловейчика и Натана Бернштейна (1836–91).
2). «Рассвет» — еженедельное издание, выходившее в Петербурге с августа 1879 г. по январь 1883 г. Инициатором издания выступила группа столичной еврейской интеллигенции, стремившаяся привлечь молодежь к национальному наследию и противодействовать ассимиляции. Поскольку было невозможно получить разрешение на издание, решили использовать сохранившееся у А. Цедербаума после прекращения газеты «Вестник русских евреев» (1871–73) право на издание, предварительно исходатайствовав новое название. Номинальными редакторами-издателями состояли А. Цедербаум и доктор А. Гольденблюм (1828–1913). Однако фактически изданием руководили Я. Розенфельд (1839–85), М. Варшавский (1853–97), М. И. Кулишер (см. Кулишер, семья), Н. Минский, П. Левенсон (1837–94); в 1880 г. (с №15) Г. Богров и Я. Розенфельд официально стали редакторами журнала (с №4,1882 г. редактором был лишь последний). В «Рассвете» активно сотрудничали также С. Венгеров, Д. Хвольсон, Л. Слонимский (см. Х. З. Слонимский), А. Волынский, В. Берман, С. Фруг, доктор Исаак Оршанский (1851–?), М. Абрамович (см. Менделе Мохер Сфарим), М. Каган и другие. С самого начала «Рассвет» зарекомендовал себя как национальное издание, призывавшее к еврейскому патриотизму, тесной связи интеллигенции с еврейскими массами, развитию еврейской культуры и литературы, изучению еврейской истории, духовного и социального положения российского еврейства. Для еженедельника было характерно положительное отношение к еврейским национально-религиозным ценностям, языку иврит и идее заселения Эрец-Исраэль. Решение еврейского вопроса в России «Рассвет» видел в переходе значительной части еврейского населения к сельскохозяйственному труду. Тираж «Рассвета» вскоре достиг 3400 экземпляров. Однако волна погромов (1881) и антисемитских выступлений, в том числе и в прессе, жестоко разочаровала сотрудников еженедельника. После продолжавшихся несколько недель колебаний руководство «Рассвета» пришло к выводу, что единственное решение еврейского вопроса — эмиграция. С этого времени «Рассвет» стал одним из главных пропагандистов организованной эмиграции и так называемого палестинофильского движения (см. Ховевей Цион). 16 января 1882 г. в «Рассвете» было напечатано интервью министра внутренних дел графа Н. Игнатьева члену редакции доктору Исааку Оршанскому, в котором министр сделал заявление, легализировавшее массовую еврейскую эмиграцию: «Западная граница открыта для евреев...» На страницах «Рассвета» появлялись статьи Л. Леванды, сменившего радикально ассимиляторскую позицию на палестинофильство, а также таких предшественников политического сионизма, как М. Л. Лилиенблюм и Л. Пинскер.
Противники массовой эмиграции из среды еврейской интеллигенции изыскивали всевозможные пути для борьбы с линией «Рассвета». Два других еврейских журнала, выходившие в Петербурге на русском языке, «Русский еврей» (1879–84) и «Восход», выступали с резкими нападками на «Рассвет», повсюду рассылались письма с призывами бойкотировать издание и не подписываться на него. К началу 1883 г. тираж «Рассвета» упал до 900 экземпляров, и журнал закрылся из-за отсутствия финансовой поддержки. Редакционный коллектив «Рассвета» распался, часть, разочарованная неудачей, вообще ушла из еврейской периодической печати и общественной жизни, некоторые из них (Исаак Оршанский, С. Венгеров, М. Абрамович, Н. Минский, Л. Слонимский, Г. Богров) даже перешли в христианство, другие же стали активными деятелями движения Хиббат Цион. Несмотря на непродолжительность своего существования, «Рассвет» положил начало новому направлению в еврейской жизни и общественной мысли в России и, прежде всего, — в кругах интеллигенции.
3). «Рассвет» — еженедельный орган Сионистской организации России. Выходил с января 1907 г. по июнь 1915 г. (издание прекращено цензурой); с июля 1915 г. по июнь 1917 г. вместо него в Москве издавалась «Еврейская жизнь»; с июля 1917 г. в Петрограде возобновлен как «Рассвет», закрыт советскими властями в сентябре 1918 г.; с ноября 1918 г. по июль 1919 г. взамен «Рассвета» подписчикам рассылалась выходившая там же «Хроника еврейской жизни».
После закрытия властями в сентябре 1906 г. еженедельной сионистской газеты «Хроника еврейской жизни» (с января 1905 г.), а в декабре того же года — сменившего ее еженедельника «Еврейский народ» (октябрь–декабрь; оба издания — приложения к ежемесячнику «Еврейская жизнь», 1904–1907), редактором которых был А. Идельсон, вместо них под той же редакцией стал выходить «Рассвет». Начало издания исчислялось с основания «Хроники...», и, несмотря на вынужденные изменения названий, на первом номере возобновленного «Рассвета» (7 июля 1917 г.) указывался «год издания 13-й», а на первом номере 1918 г. — соответственно 14-й.
«Рассвет» определял себя как «общественно-политическую и литературную еженедельную газету, посвященную еврейским интересам». В его руководящее ядро входила группа молодых сионистов (известная под шутливым прозвищем халястре — на идиш `ватага`): А. Идельсон, Ш. Гепштейн (1882–1961), А. Гольдштейн (1884–1949), В. Жаботинский, А. Зейденман (1880–1927), М. Соловейчик (М. Солиэли), Д. Пасманик, Ю. Бруцкус, Я. Клебанов (1887–1966), Б. Гольдберг, И. Гринбаум, Л. Яффе. «Рассвет» руководствовался постановлениями Сионистских конгрессов и решениями руководящих органов Сионистской организации. Еженедельник пропагандировал непосредственную практическую деятельность по заселению Эрец-Исраэль евреями, а также активное участие сионистов в защите прав и интересов еврейской общины России (см. Гельсингфорсская программа). Во время избирательных кампаний в Государственную думу «Рассвет» уделял много внимания разработке национально-политической платформы российского еврейства, выяснению его культурных и экономических проблем. «Рассвет» заложил основы так называемого синтетического сионизма, гармонически сочетавшего политический сионизм Т. Герцля с практической работой в Эрец-Исраэль, а традиционное сионистское отрицание галута — с борьбой за выживание еврейства и создание его национальных институтов в странах рассеяния. Активное неприятие любых проявлений ассимиляции и борьба с ними, которую бескомпромиссно вел «Рассвет», значительно способствовали ослаблению ассимиляторских тенденций в некоторых группах российского еврейства. В результате «Рассвет» стал самым популярным еврейским изданием на русском языке; в 1911 г. его тираж превысил семь тысяч экземпляров, а к 1915 г. достиг десяти тысяч.
В июне 1915 г. «Рассвет» был закрыт по распоряжению властей, и вместо него в Москве с июля того же года начал выходить еженедельный журнал «Еврейская жизнь», который фактически редактировали А. Гольдштейн и Л. Яффе, хотя официально редактором-издателем значился Ш. Ц. Брумберг. В июле 1917 г. в Петрограде было возобновлено издание «Рассвета» (см. выше), редактором, как прежде, был назначен А. Идельсон, а издателями выступили члены Центрального комитета сионистской организации России М. Алейников (1880–1938) и Ш. Гепштейн. Тираж «Рассвета» в июле–октябре 1917 г. составлял двадцать пять тысяч экземпляров. С приходом к власти большевиков (ноябрь 1917 г.) сионистскую прессу еще некоторое время терпели, но в сентябре 1918 г. ВЧК закрыла «Рассвет». С ноября 1918 г. вместо «Рассвета» стала вновь выходить газета «Хроника еврейской жизни», редактором-издателем которой был Я. Клебанов. Однако после доноса Евсекции, недовольной публикациями в «Хронике...» статей против запрещения преподавания иврита как «языка контрреволюции», ее выпуск был прекращен в июле 1919 г. по распоряжению Петроградской ЧК.
«Рассвет» сыграл выдающуюся роль в создании и распространении идеологии сионизма и программы сионистского движения в Российской империи.
4). «Рассвет» — еженедельный орган Федерации русско-украинских сионистов (в эмиграции), а затем Всемирного союза сионистов-ревизионистов. Выходил в Берлине с апреля 1922 г. по май 1924 г., затем в Париже с декабря 1924 г. по декабрь 1934 г. Издание продолжало закрытый советскими властями в 1919 г. «Рассвет», и до его прекращения на каждом номере значилось: «Основан А. Д. Идельсоном в 1905 г.» Редактором «Рассвета» стал Ш. Гепштейн, а в сентябре 1922 г. на съезде Федерации русско-украинских сионистов был утвержден также состав редакции: И. Шехтман, М. Алейников (см. выше), Х. Гринберг (1889–1953), М. Гиндес, В. Якобсон (1869–1934). «Рассвет» представлял собой журнал (24 страницы), хотя по традиции продолжал именовать себя «общественно-политической и литературной газетой...» После выхода В. Жаботинского из Правления Сионистской организации (январь 1923 г.) «Рассвет» поддержал его критику официальной политической линии этой организации и призыв к активной сионистской деятельности, что вскоре привело к внутриредакционному конфликту. В июле того же года Жаботинский стал членом редколлегии и постоянным сотрудником «Рассвета»; в связи с этим из редакции вышли М. Гиндес, В. Якобсон, М. Алейников, а затем и Х. Гринберг, занимавший при конфликте нейтральную позицию. Сформировалась новая редколлегия, в которую, кроме Ш. Гепштейна, В. Жаботинского и И. Шехтмана, вошли Ю. Бруцкус, И. Клинов (1890–1963), И. Тривус (1883–1955), М. Клейнман (1870–1948) и М. Шварцман (1880–?). С этих пор редакция «Рассвета» превратилась в организационный центр зарождавшегося движения сионистов-ревизионистов. В берлинский период в «Рассвете» печатались такие основополагающие статьи Жаботинского, как «Сион и коммунизм», «О железной стене», «Этика железной стены» и другие, раскрывающие его отношение к социализму и коммунизму, а также к арабскому вопросу. На страницах «Рассвета» живо обсуждались не только позиция сионистского руководства, политика Великобритании в подмандатной Палестине, но и еврейская жизнь в Советском Союзе, в особенности Крымский проект (см. Крым, Земледелие, ОЗЕТ), к которому советские власти старались привлечь национально настроенные еврейские массы.
После более чем полугодового перерыва «Рассвет» стал выходить в Париже, где его редактировал В. Жаботинский, с середины 1925 г. совместно с М. Берхиным (Бенедиктовым; 1885–1952), а в некоторые годы и с И. Шехтманом. Вначале постоянными сотрудниками парижского «Рассвета» были Шошанна Авивит, Ю. Бруцкус, Я. Вейншал (см. Вейншал, семья), Ш. Гепштейн, М. Гроссман, И. Клинов, М. Осоргин, И. Розов (1869–1948), В. Тёмкин и его брат Зиновий , И. Шехтман, И. Шкловский (Дионео; 1866–1935). Первый выпуск (25 декабря 1924 г.) парижского издания «Рассвета» разошелся тиражом в одну тысячу экземпляров, десятый — в две с половиной тысячи. После того, как в апреле 1925 г. «Рассвет» стал основным органом Всемирного союза сионистов-ревизионистов, идеология, программа и тактика движения в значительной мере формировались авторами издания. В «Рассвете» также сотрудничали: Ш. Меирович (Мориэль; 1904–85), А. Кулишер (см. Кулишер, семья), Б. Акцин, Б. Лубоцкий (Б. Элиав), Б. Вайнштейн (1898–?), А. Евзеров (Эйзер; 1895–1974), З. Е. Соскин (1873–1959) и другие. На его страницах печатали свои художественные произведения и воспоминания В. Жаботинский (роман «Самсон Назорей», 1925–26; «Пятеро», 1933–34), С. Юшкевич, Д. Кнут, Дон Аминадо, М. Шагал и другие. Хотя круг читателей «Рассвета» состоял главным образом из евреев — эмигрантов из России, олим (см. Алия) в Эрец-Исраэль и жителей вновь образованных после распада Российской империи государств, его влияние выходило далеко за пределы этих групп. Статьи из «Рассвета» часто переводились и перепечатывались другими изданиями, их широко обсуждали как сионисты, так и люди, далекие от еврейского национального движения. «Рассвет» по сути был единственным высокопрофессиональным русско-еврейским печатным органом за пределами России. Так как финансовое положение «Рассвета» (который в 1932 г. превратился в газету) было непрочным, а материальная поддержка ревизионистской организации носила лишь формальный характер, группа несионистских еврейских общественных деятелей во главе с адвокатами Г. Слиозбергом, М. Гольдштейном, Г. Вишняком и скульптором Н. Аронсоном, к которым примкнул промышленник и сионистский деятель И. Найдич, весной 1933 г. организовала в Париже «Общество друзей «Рассвета». По соглашению с «Обществом» редакция была независима в отношении политической линии в сионистском движении, но освещение общееврейских проблем, вопросов культуры, экономики и мировой политики контролировалось представителями группы жертвователей. Тем не менее, несмотря на эти меры, финансовое положение «Рассвета» постепенно ухудшалось, так как сужался круг читателей-евреев, знавших русский язык. В ноябре 1933 г. издание «Рассвета» временно прекратилось и было возобновлено 15 января 1934 г., однако газета стала выходить раз в две недели, в июле и августе раз в месяц, а после трех с половиной месяцев перерыва 14 декабря вышел последний номер; издание «Рассвета» было окончательно прекращено.
«Рассветом» были названы некоторые другие издания сионистов-ревизионистов, выходившие на разных языках: разовые выпуски на немецком (Берлин, Вена — оба в 1925, Париж — 1931), на болгарском — двухнедельный журнал (София, 1927–40) и еженедельник движения Херут (Хайфа, 1951–61).
В 1973–74 гг. в Тель-Авиве издавался «независимый беспартийный общественно-политический и литературный журнал» на русском языке «Рассвет». С декабря 1988 г. в Таллине начала выходить на русском языке газета еврейской общины Эстонии «Ха-Шахар — Рассвет».