Рейхлин Иоханн
РЕ́ЙХЛИН Иоханн (точнее Ройхлин; Reuchlin, Johann; 1455, Пфорцхейм, – 1522, Бад-Либенцелль), немецкий гуманист, филолог и писатель, христианский гебраист и каббалист (см. Гебраистика. Гебраисты христианские; Каббала). По профессии юрист; служил ряду немецких монархов. Древнееврейский язык (иврит) начал изучать в Германии и Франции и усовершенствовался в нем во время поездки в Италию, где находился под влиянием гуманиста и христианского каббалиста Пико делла Мирандолы (см. Каббала. Влияние Каббалы на еврейскую и нееврейскую мысль). В 1494 г. вышла книга Рейхлина «О чудодейственном слове» (на латыни), посвященная каббале и, в частности, тетраграмматону и другим именам Божьим. Как и многие христианские мистики, Рейхлин считал истинный, скрытый смысл каббалы христианским и в своем сочинении привлекал учения Платона и Пифагора; с подлинной еврейской каббалой он был в то время еще мало знаком. В тот период Рейхлин разделял и некоторые другие направленные против иудаизма взгляды, что отражено в его книге «Почему евреи так долго страдают?» (на немецком, 1505). Важным и новаторским вкладом Рейхлина в христианскую гебраистику было сочинение «Элементы языка иврит», включавшее также «Лексикон языка иврит» (на латыни; в 3-х томах, 1506; современное изд. — 1974), основанное главным образом на работах Давида Кимхи (см. Кимхи, семья).
Наиболее известная страница в биографии Рейхлина — знаменитая «книжная война», в которую он и его сторонники-гуманисты были втянуты в 1509 г. апостатом Иохананом Пфефферкорном (см. также Кёльн), ратовавшим за конфискацию и даже сожжение многих еврейских книг. В этой полемической кампании, всколыхнувшей значительную часть европейских стран, Рейхлин отстаивал ценность Талмуда и еврейской каббалистической литературы также для изучения корней христианства. Хотя император Максимилиан (стоявший на стороне Рейхлина) в 1513 г. приказал прекратить полемику, книга Рейхлина «Письма знаменитых людей» (на латыни, 1514), где были собраны высказывания его сторонников, также касалась этой темы. Затем появились «Письма темных людей» (на латыни, 1515, 1517) — вышедшая анонимно сатира на обскурантизм церковников, созданная соратниками Рейхлина (участие в ней самого Рейхлина спорно). Как юрист Рейхлин выступал за предоставление гражданского равноправия евреям Священной Римской империи германской нации.
Еще до окончания «книжной войны» Рейхлин издал семь псалмов (см. Псалмы) с латинским переводом и грамматическим комментарием (1512) и латинскую версию книги И. Эзови (13 в.) «Серебряное блюдо» (1512–14; см. Переводы. Переводы с иврита на латинский язык). В 1517 г. вышла книга Рейхлина «О каббалистическом искусстве» (на латыни), где обнаруживается значительно большее знакомство автора с еврейской каббалой, чем в его раннем сочинении на эту тему, хотя он остается христианским каббалистом (книга посвящена папе Льву X, который защищал Рейхлина до 1520 г.); в 1518 г. вышло сочинение «Об акцентуации и орфографии еврейского /иврит/ языка» (на латыни; см. также Кантилляция).
В последние годы жизни Рейхлин возглавлял кафедры греческого языка и иврита в университете Ингольштадта (1520–21) и кафедру иврита в Тюбингене (1521–22). Одним из наиболее известных его учеников был С. Мюнстер (см. Гебраистика. Гебраисты христианские). Хотя деятельность Рейхлина способствовала распространению Реформации, сам он до конца остался католиком. Позиция Рейхлина привела к смягчению отношения к иудаизму многих католических авторов. Даже в далекой Португалии (где в то время свирепствовала инквизиция) это отразилось в трудах видного теолога Жуана ди Барруша.