Роджерс Ричард
РО́ДЖЕРС Ричард (Чарлз; Rodgers, Richard; 1902, Нью-Йорк, – 1979, там же), американский композитор. С шести лет занимался музыкой и музыкальной импровизацией. Учась в Колумбийском университете (1919–21) и в Институте музыкального искусства (1921–23), начал писать музыку к любительским музыкальным спектаклям. С 1918 г. Роджерс сотрудничал с поэтом и либреттистом Л. Хартом (1895–1943). Первый большой успех принес им цикл песен, написанный к молодежному спектаклю Гилд-театра «Забавы Гаррика» (1925). Песня «Манхаттен» из спектакля приобрела огромную популярность. В спектакле «Дорогой враг» (1925) был сформулирован новый канон музыкального спектакля, в соответствии с которым песни и танцы становились существенным элементом драматического развития действия. Во второй половине 1920-х гг. Роджерс и Л. Харт стали самыми популярными в США композиторами-песенниками и авторами мюзиклов: «Неприятность за неприятностью» (1927), «Янки из Коннектикута» (1927), «Чи-чи» (1928), «Выше головы!» (1929) и многих других.
В 1930–34 гг. Роджерс и Харт писали музыку и песни для Голливуда, но особого успеха не имели и в 1935 г. вернулись в Нью-Йорк, где вновь обратились к жанру музыкальной комедии (цирковой мюзикл «Джамбо», 1935). В спектакле «На цыпочках» (1936) Роджерс впервые написал музыку для расширенного состава симфонического оркестра к балетным сценам, постановкой которых занимался Д. Баланчин. Одной из самых смелых и необычных работ Роджерса и Харта был мюзикл «Приятель Джо» (1940), который вначале не имел успеха; лишь позднейшая киноверсия мюзикла (1957) была принята и высоко оценена зрителями. Вскоре после смерти Л. Харта Роджерс стал работать в соавторстве с О. Хаммерстайном (1895–1960), и успех их мюзиклов превзошел все ожидания. Их сотрудничество началось с «Оклахомы» (1943), признанной шедевром американской музыкальной сцены. Балетные сцены в «Оклахоме» поставлены хореографом Агнес де Милль и основаны на американских народных танцах. «Оклахома» в 1944 г. получила драматическую премию Дж. Пулитцера, в течение пяти лет не сходила со сцен Бродвея, а затем была показана во многих странах. Среди мюзиклов, написанных Роджерсом вместе с Хаммерстайном, — «Карусель» (1945), «Аллегро» (1947), «Южный Тихий океан» (1949; также награжденный премией Пулитцера), «Король и я» (1951). Из их поздних совместных работ особое место принадлежит мюзиклу «Звуки музыки» (1959), где достигнуто почти совершенное соединение музыкального и сюжетного развития событий.
Кроме мюзиклов Роджерс писал оригинальную симфоническую музыку, балеты. Его «Город-привидение» шел на сцене «Метрополитен-опера» (1939). В 1950-х гг. Роджерс сотрудничал с телевидением, писал музыку к документальным телевизионным сериалам. Многие мюзиклы Роджерса были экранизированы («Оклахома», 1955; «Карусель», 1956; «Южный Тихий океан», 1958; «Король и я», 1956; «Звуки музыки», 1964 и другие). Своеобразие композиторского стиля Роджерса — в неожиданном и смелом введении элементов джаза и в симфоническую, и в песенную музыку. В 1955 г. Роджерс стал почетным членом Американского института искусства и литературы. Несколько американских университетов присвоили ему звание почетного доктора. Роджерс занимался и филантропической деятельностью, вкладывая немалые личные средства в развитие музыкального театра. На средства Роджерса и Хаммерстайна был учрежден фонд для исследования проблемы рака при медицинском факультете Еврейского университета в Иерусалиме (1963).
Дочь Роджерса, Мери Роджерс (родилась в 1931 г., Нью-Йорк), также композитор, пишет мюзиклы. Среди наиболее известных ее работ — «Безумное представление» (1973).