Розенталь Залман
РО́ЗЕНТАЛЬ Залман (1892, местечко Теленешты, – 1959, Кишинев, ныне Молдова), еврейский писатель, фольклорист, сионистский деятель. Писал на иврите и идиш. Родился в бедной семье арендатора, потомка Цви Хирша Ашкенази и Я‘акова Эмдена. До 10 лет учился в хедере, усердно занимался самообразованием. Экстерном сдал экзамены за гимназический курс в Одессе, затем учился в Одесском университете. Примкнул к движению По‘алей Цион. Впервые выступил в печати по рекомендации И. Равницкого в еженедельнике М. Спектора «Унзер лебн» (Варшава) с рассказом на идиш «Монолог фун а швигер» («Монолог тещи», начало 1910-х гг.; под псевдонимом Ш. Ашкенази). С 1914 г. преподавал в организованной им еврейской школе в Теленештах, стал постоянным сотрудником газеты «Дос найе лебн» (Одесса, редактор А. Хашин, 1886–1939). В Одессе вышли первые книжки стихов и рассказов Розенталя для детей: «Лиделех» («Песенки», 1918), «Дос вундер цигл» («Чудесный козленок», 1919), «Унтер Элийоху’с бойм» («Под деревом Илии», 1919) и другие. Тогда же вышел сборник рассказов Розенталя «Дос найе лебн» («Новая жизнь», 1919).
С 1919 г. Розенталь жил в Кишиневе, был редактором ежедневной газеты «Дер ид» (1920–22). С 1923 г. и до февраля 1938 г. (с перерывами) редактировал единственную в то время в Румынии ежедневную газету на идиш «Унзер цайт». Организовал издание ежемесячного журнала для детей «Фарн идишн кинд» (1925–28, 1936), был соредактором детского журнала на иврите «Эшколот», сотрудничал в румынских и зарубежных еврейских изданиях: «Ди велт» (Берлин), «Литерарише блетер» (Варшава), «Эрец-Исроэл-цайтунг» (Тель-Авив) и многих других. В 1936 г. вышел сборник рассказов Розенталя «Фун майн хейм» («Из родного дома», Кишинев). В 1920–30-х гг. Розенталь трижды посетил Эрец-Исраэль. Очерки о поездках публиковались в различных еврейских изданиях диаспоры и в 1938 г. вышли отдельной книгой «Унзер ланд» («Наша страна», Кишинев). Работал в организациях Керен ха-иесод, Еврейский национальный фонд и Тарбут.
Розенталь был ревностным собирателем еврейского фольклора. Во втором выпуске сборника фольклора «Решумот» (Т.-А., 1919) опубликовано более 100 собранных им текстов народных песен. Часть опубликованных А. Друяновым народных шуток и анекдотов («Сефер ха-бдиха ве-ха-хиддуд», в 3-х томах, 1935–38) была записана Розенталем. Творчество Розенталя пополнило еврейский фольклор: положенные на музыку стихи Розенталя стали народными песнями. Проза Розенталя, высоко оцененная литературными критиками (в частности, Ш. Бикелем), посвящена жителям Бессарабии — евреям и молдаванам, пейзажи страны в его описании проникнуты поэзией.
12 июня 1940 г., после аннексии Бессарабии Советским Союзом, Розенталь вместе с другими деятелями «буржуазных» партий был арестован и без суда отправлен в ссылку в Сибирь. Был освобожден в 1954 г. тяжелобольным, реабилитирован посмертно.
В переводе на иврит произведения Розенталя вышли отдельными книгами: рассказы для детей «Нахум бореах» («Нахум убегает», Иер., 1940), «Гди ха-плаот» («Чудесный козленок», Т.-А., 1960), очерки и рассказы «Анашим у-ргавим» («Люди и пашня», Т.-А., 1949).