Ромм Михаил
РОММ Михаил Ильич (1901, Иркутск, – 1971, Москва), советский кинорежиссер, сценарист, педагог. Дед Ромма был владельцем типографии в Вильне (см. Ромм, семья); отец, один из старейших русских социал-демократов, был сослан в Сибирь.
С 1907 г. Ромм жил в Москве. В 1918 г. окончил гимназию. В 1918–20 гг. работал продовольственным агентом в заготовительно-снабженческих организациях. В 1920–21 гг. служил в Красной армии. В 1921–25 гг. учился в Высшем художественно-техническом институте на факультете скульптуры у А. Голубкиной и С. Конёнкова. Под влиянием С. Эйзенштейна пришел в кино. Начинал как сценарист: в соавторстве с другими написал сценарии фильмов «Реванш», «Рядом с нами» (оба 1931 г.), «Конвейер смерти» (1933). Затем работал ассистентом режиссера.
В 1934 г. Ромм поставил свой первый самостоятельный фильм — «немую» экранизацию рассказа Г. Мопассана «Пышка» (оператор Б. Волчек, 1905–47), отличавшуюся тонкой актерской игрой, остроумием психологических характеристик, оригинальностью мизансцен и композиции кадра. Под влиянием литературной теории французского писателя Ж. Ромена (унанимизм) Ромм создал в этом фильме сатирический портрет социальной группы — буржуа — как единого, но многоликого целого. О фильме с одобрением отзывались М. Горький и Р. Роллан.
Фильм «Тринадцать» (1937) о борьбе красноармейцев с басмачами в пустыне, своего рода советский вариант «колониального» фильма, отличался динамикой и экспрессией.
В дилогии о В. Ленине («Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», 1937–39, сценарий А. Каплера, 1904–79) режиссерское мастерство Ромма было поставлено на службу сталинской фальсификации истории. Обманчиво «живой» Ленин из фильмов Ромма (актер Б. Щукин) превратился в стереотип советского кино. За эти фильмы Ромму была присуждена Сталинская премия (1941). Позднее Ромм снова обращался к образу Ленина в документальных фильмах «В. И. Ленин» (1949) и «Живой Ленин» (1958), используя лишь кинохронику и архивные фотодокументы.
В 1939 г., после раздела Польши между нацистской Германией и Советским Союзом, Ромм начал работу над фильмом «Мечта», в котором, следуя методу, оправдавшему себя при постановке «Пышки», создал сатирический коллективный портрет довоенного польского общества, отраженного в микрокосме провинциальной гостиницы. В центре фильма оказался сложный, многогранный образ Розы Скороход (актриса Фаина Раневская) — один из лучших еврейских характеров в мировой кинематографии. Решение еврейской темы в этом фильме далеко выходит за рамки «социального заказа». Выпуску фильма на экран, по-видимому, препятствовало установление дипломатических отношений между Советским Союзом и польским правительством в изгнании после нападения Германии на Советский Союз (1941). Лишь после разрыва этих отношений (1943) фильм «Мечта» был выпущен на экран.
В фильме «Человек № 217» (1945) показано моральное падение и жестокость немецкого обывателя в годы нацизма. Этот фильм принес Ромму не только еще одну Сталинскую премию (они присуждались и другим послевоенным фильмам Ромма), но и Большой приз за лучшую режиссуру на 1-м Международном кинофестивале в Канне (1946).
Фильмы Ромма, поставленные в годы «холодной войны», носят откровенно политический характер и отражают официальную советскую линию («Русский вопрос», 1948; «Секретная миссия», 1951; «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы», 1953). Вместе с тем, в этих фильмах проявился своеобразный эскапизм — бегство «на Запад» и в историю, — нежелание изображать фальшивые картинки советской жизни. Эти черты особенно свойственны имитирующему «французский стиль» фильму «Убийство на улице Данте» (1956).
После продолжительного перерыва, критически пересмотрев принципы своего творчества, Ромм создал фильм «Девять дней одного года» (1962) — «картину-размышление» об ученых-физиках, проникнутую тревогой за судьбы мира, которому угрожает ядерная катастрофа. Фильму было присуждено несколько премий, в том числе Большая премия «Хрустальный глобус» на 8-м Международном кинофестивале в Карлови-Вари (1962).
Документально-публицистический фильм Ромма «Обыкновенный фашизм» (1966, сценарий Ромма совместно с М. Туровской и Ю. Ханютиным) искусно смонтирован из кинохроники, снятой в нацистской Германии, фотодокументов, свидетельствующих о преступлениях нацизма, и кадров, отражающих сегодняшний день мира. Фильм не просто воссоздает прошлое. Это размышление о психологии тоталитарного общества, о взаимоотношениях личности и толпы, об искусстве тоталитаризма. Ромм написал и сам прочел закадровый комментарий к фильму, создав, быть может, самое личное и искреннее свое произведение. Его антитоталитаристский пафос, направленный не только против фашизма, но, в силу естественных ассоциаций, и против сталинизма, был хорошо понят зрителями — как теми, кто разделял идеи Ромма, так и теми, кто усмотрел в фильме политически вредные тенденции.
В последние годы жизни Ромм работал над картиной-трилогией о сложнейших проблемах планеты 1968 г. (общее название «Мир-68» или «Мир сегодня»). Работе над фильмом ставились откровенные и замаскированные препоны со стороны различных бюрократических инстанций. Смерть прервала работу Ромма над фильмом, который был завершен учениками Ромма («И все-таки я верю», 1976).
В 1949–71 гг. (с перерывами) Ромм преподавал во Всесоюзном институте кинематографии (ВГИК); с 1958 г. был там профессором. Среди его учеников — известные советские кинорежиссеры (Т. Абуладзе, Г. Чухрай, В. Шукшин, Г. Данелия, Г. Панфилов, М. Хуциев, Э. Климов и другие).
Ромм не мог примириться с советским государственным антисемитизмом, проявления которого он явственно различал уже в годы Второй мировой войны, когда власти вознамерились создать в Москве «чисто русскую» (без режиссеров-евреев) киностудию «Русфильм». После того, как Ромм обратился к И. Сталину с письмом, в котором указывал на антиеврейский характер намечавшихся мер, этот план был отменен (1943) как несвоевременный: шла война с германским фашизмом, начертавшим антисемитизм на своем знамени.
В эпоху хрущевской «оттепели» (ноябрь 1962 г.) Ромм выступил во Всесоюзном театральном обществе с речью, в которой напомнил об антисемитской практике сталинских времен, когда слово «космополит» (см. «Космополиты») «заменило слово «жид». По доносу писателей-сталинистов Ромм был обвинен в сионизме. Ромм был в числе видных представителей советской интеллигенции, подписавших в феврале 1966 г. письмо Л. Брежневу с протестом против готовившейся реабилитации Сталина.
Спустя много лет после смерти Ромма были опубликованы его «Избранные произведения» (тт. 1–3, 1980–82). В годы перестройки были опубликованы наговоренные Роммом на магнитофонную ленту «Устные рассказы» (1989), воссоздававшие живую картину отношений между деятелями искусства и деспотической властью.