Рошаль Григорий

РОША́ЛЬ Григорий Львович (1899, Новозыбков, Черниговская губерния, ныне Брянская область, – 1983, Москва), советский режиссер театра и кино, педагог. В детстве учился в хедере; знал иврит, идиш и интересовался еврейской историей. В начале творческого пути был членом труппы театра «Хабима». В 1919 г. занимался художественным воспитанием детей в Железноводске и Кисловодске. В 1921 г. переехал в Москву, где стал председателем художественного совета главного управления социального воспитания детей при Наркомпросе; был директором и художественным руководителем мастерской Педагогического театра. Одновременно учился в Государственных высших режиссерских мастерских (руководитель В. Мейерхольд). С 1925 г. Рошаль работал в кино. Первый фильм Рошаля «Господа Скотинины» (1927) — «марксистская» переработка комедии Фонвизина «Недоросль», осуществленная под редакцией А. Луначарского. В фильме «Его превосходительство» (1928) отражен эпизод еврейского революционного движения в России — убийство Х. Леккертом виленского губернатора (две главные роли — губернатора фон Валя и Раввина — играл Л. М. Леонидов). В фильме «Саламандра» (по сценарию Г. Гребнера и А. Луначарского, который играл самого себя) выражена симпатия партийных идеологов к ламаркизму в биологии, которая позднее сказалась в поддержке И. Сталиным псевдонаучных идей Т. Лысенко. Фильм «Человек из местечка» (1930) рассказывает о еврее-подмастерье, который благодаря революции стал директором фабрики (роль Горелика исполнял Б. Зускин).

В 1930-х гг. важное место в творчестве Рошаля занимают экранизации литературных произведений. Большой удачей режиссера был признан фильм «Петербургская ночь» (1934, совместно с В. Строевой) по мотивам повестей Ф. Достоевского «Белые ночи» и «Неточка Незванова». Разоблачению нацистского антисемитизма был посвящен фильм «Семья Оппенгейм» (1939) по роману Л. Фейхтвангера (роль профессора Якоби исполнял Ш. Михоэлс). В 1941 г. Рошаль экранизировал роман М. Горького «Дело Артамоновых».

В фильме «Зори Парижа» (1937), посвященном истории Парижской коммуны, различимо влияние сталинской «конспиративной» исторической мифологии (разоблачение происков замаскированных врагов).

В послевоенные годы Рошаль стал одним из ведущих представителей поощряемого властями жанра историко-биографического фильма («Академик Иван Павлов», 1949; «Мусоргский», 1950; «Римский-Корсаков», 1953, и другие).

В 1950–1960-х гг. Рошаль вновь обратился к экранизации литературных произведений: «Вольница» (1956) — по роману Ф. Гладкова; «Сестры» (1957), «Восемнадцатый год» (1958), «Хмурое утро» (1959) — по трилогии А. Толстого «Хождение по мукам». В 1962 г. Рошаль поставил остропублицистический фильм «Суд сумасшедших», а в 1966 г. — биографический фильм о К. Марксе «Год как жизнь».

Рошаль был также автором ряда сценариев, в том числе новаторского кукольно-игрового фильма А. Птушко «Новый Гулливер» (1935). В течение многих лет Рошаль руководил режиссерской мастерской во Всесоюзном институте кинематографии. Рошаль — автор ряда статей по вопросам киноискусства.

Смотрите также

Рабба бар Хуна

рабби

Рамот-ха-Шавим

Раневская Фаина

Рот Леон