Рубинштейн Антон

РУБИНШТЕ́ЙН Антон Григорьевич (1829, деревня Выхватинцы близ местечка Рыбницы, Подольская губерния, ныне город Рыбница, Молдова, – 1894, Петергоф под Санкт-Петербургом), русский пианист, композитор, дирижер, зачинатель профессионального музыкального образования в России. Сын земельного арендатора. В 1831 г. по воле деда Рубинштейна, купца из Бердичева Романа Рубинштейна, семья приняла православие, с 1834 г. жила в Москве. Игре на фортепиано Рубинштейна с шести лет обучала его мать Клара, урожденная Левенштейн (1807–91), горячая поклонница немецкой культуры, а с 1837 г. — пианист-педагог А. Виллуан. После публичного выступления (1839) Рубинштейн в сопровождении матери и учителя совершил концертное турне по городам Европы (1840–43), во время которого познакомился с Ф. Мендельсоном, повлиявшим на его творческое формирование, и другими видными музыкантами. В 1842 г. Г. Шлезингер (1807–79) издал этюд Рубинштейна «Ундина», одобренный Р. Шуманом. После нескольких концертов в Москве и Петербурге Рубинштейн и его брат Николай (см. ниже) обучались в 1844–45 гг. теории музыки в Берлине у З. В. Дена (1799–1858; учитель М. Глинки в 1833–34 гг.). В 1846 г. Рубинштейн давал концерты и частные уроки в Вене, в 1847 г. — в Берлине. В 1848 г. вернулся в Россию, сблизился с музыкальной интеллигенцией Петербурга, в 1850 г. дебютировал как дирижер. В 1852 г., получив должность аккомпаниатора при дворе великой княгини Елены Павловны, смог всецело заняться творчеством. В этом же году разработал проект музыкальной академии в Петербурге (отклонен правительством). Новое турне в 1854–58 гг. (ряд немецких городов, включая Лейпциг, а также Вена, Пешт, Прага, Ницца, Париж, Лондон) принесло Рубинштейну славу одного из величайших пианистов. Ф. Лист назвал Рубинштейна своим «преемником в игре» и дирижировал на премьерах его оперы «Сибирские охотники» (1854) и одной из ораторий (1858). К этому времени у Рубинштейна уже сложился собственный исполнительский стиль, который он довел до совершенства к 1870-м гг. Игра Рубинштейна отличалась драматической напряженностью, чертами импровизации, при которой неизменный в целом контур исполнительского плана обогащался новыми штрихами. Как дирижер Рубинштейн уделял особое внимание мелосу, предпочитая отделке деталей выявление главной идеи произведения.

Рубинштейн основал Певческую академию (1858), Русское музыкальное общество (1859) и учебные классы при нем (1860), которые в 1862 г. преобразовал в Петербургскую консерваторию (был ее профессором и директором в 1862–67 и 1887–91 гг.). Создание консерватории осложнялось конфликтами Рубинштейна с придворными кругами, а еще больше — противодействием композитора А. Н. Серова (см. В. Серов) и членов «Могучей кучки» во главе с ее идеологом В. Стасовым, опасавшихся, что академизм консерваторского образования будет нивелировать творческую индивидуальность студентов. Занявшись музыкально-общественной деятельностью, Рубинштейн стал меньше выступать как пианист, однако в 1885–86 гг. и 1888–89 гг. провел цикл так называемых исторических концертов, носивших просветительский характер (Петербург, Москва, Вена, Берлин, Лейпциг, Дрезден, Брюссель, Прага, Париж, Лондон, Нью-Йорк). Рубинштейн предварял концерт пояснениями, затем исполнял лучшие образцы фортепьянной музыки. (В общей сложности в цикле прозвучало 877 произведений 57 авторов.) Искусство Рубинштейна-пианиста получило всеобщее признание современников, в том числе Ф. Шопена, Г. Берлиоза, Дж. Верди, Клары Шуман, К. Сен-Санса, Г. Венявского, Полины Виардо, М. Ипполитова-Иванова, М. Балакирева, М. Мусоргского, Ц. Кюи, И. Тургенева, С. Надсона, В. Стасова, А. Бенуа и даже К. Победоносцева. П. Чайковский — ученик и последователь Рубинштейна — назвал его «гениальным виртуозом» и «царем пианистов», а С. Рахманинов писал в 1919 г.: «Ни один современный пианист даже не приближается к великому Рубинштейну».

Рубинштейн гастролировал по всему миру не только как пианист, но и давал уроки фортепьянной игры. Среди его многочисленных учеников особое место занимает пианист И. Гофман (1876–1957). Его влияние на создание и русской, немецкой и американской фортепьянных школ было весьма значительным.

Композиторское наследие Рубинштейна составляет свыше 200 произведений (14 опер, балет, шесть симфоний, четыре увертюры, пять фортепианных, два виолончельных и один скрипичный концерт, хоры, сонаты, оратории, кантаты, романсы и т. д.). Рубинштейн-композитор испытал сильное влияние немецкого романтизма, и критики порой обвиняли его в космополитизме и «насаждении немецкой культуры». Однако приверженность композитора русским музыкальным традициям, сюжетам и образам была также очень сильна: он был пропагандистом творчества русских композиторов (в частности М. Глинки) в Европе и Америке. Рубинштейн открыл для русской классической музыки новые для нее жанры. Первые три его симфонии написаны в начале 1850-х гг., до появления произведений крупнейших русских симфонистов Н. Римского-Корсакова, А. Бородина и П. Чайковского. Фортепьянные концерты Рубинштейна предвосхитили шедевры П. Чайковского и С. Рахманинова; первым в русской музыке образцом жанра был и его концерт для скрипки с оркестром.

Многие сочинения Рубинштейна основаны на народных мелодиях, особенно восточных, главным образом еврейских: оперы «Демон» (по поэме М. Лермонтова, 1874), «Маккавеи» (1874; см. Хасмонеи), «Суламифь» (по Песни Песней, 1883), «Моисей» (1892), оратории «Потерянный рай» (по поэме Дж. Мильтона, 1856), «Вавилонское столпотворение» (1869), вокальный цикл «Персидские песни» (на слова Мирзы Шафи Вазеха в переводе Ф. Боденштедта, 1854), «Еврейская мелодия» (на слова М. Лермонтова, 1868), романсы на слова Г. Гейне, Н. Минского и других. Еврейскую музыку Рубинштейн знал и любил с детства, позже изучал синагогальную музыку. В оперу «Маккавеи» он ввел услышанную от матери мелодию еврейской народной песни. Рубинштейн хорошо известен и как дирижер; признание современников вызывала его самоотверженная педагогическая деятельность. Рубинштейн написал ряд статей и книг: «Русские композиторы» (немецкий язык, 1855), «О музыке в России» (1861), «Духовная опера» (немецкий язык, 1882), «Музыка и ее представители» (1891; вышла одновременно на русском, немецком, английском и французском языках). Продиктованные Рубинштейном «Автобиографические воспоминания» были опубликованы в 1889 г.; в исправленном варианте включены в двухтомник Л. Баренбойма (1906–85) «А. Г. Рубинштейн» (Л., 1957–62).

Несмотря на то, что Рубинштейн в детстве был крещен, он сохранял еврейское национальное самосознание. Вскоре после создания Общества для распространения просвещения между евреями в России он стал его членом. В начале 1890-х гг. Рубинштейн хотел написать оперу, главным героем которой был бы современный еврей, гордый и насмешливый, однако ни одно либретто не удовлетворило его, и он предлагал своим студентам-евреям осуществить этот замысел. По рекомендации Рубинштейна в Петербургской консерватории стал преподавать великий скрипач Л. Ауэр.

При жизни Рубинштейн часто страдал от юдофобских нападок, а через много лет после его смерти, в 1944 г., Петербургской (тогда Ленинградской) консерватории, которую, преодолевая сопротивление, создал Рубинштейн, было присвоено имя Н. Римского-Корсакова, возражавшего против ее открытия.

Одной из первых опер, поставленных в Тель-Авиве на иврите труппой М. Голинкина, была опера «Маккавеи» Рубинштейна (1923).

Николай Григорьевич Рубинштейн (1835, Москва, – 1881, Париж; похоронен в Москве), брат Антона Рубинштейна, русский пианист, дирижер, музыкально-общественный деятель, педагог. Наряду с музыкальным образованием (учился у знаменитого пианиста Т. Кулака) получил юридическое (в 1855 г. окончил юридический факультет Московского университета). С 11-ти лет выступал с сольными концертами в различных городах России и Западной Европы. Его фортепьянная игра отличалась техническим блеском, глубоким проникновением в характер и стиль музыки разных времен и стран, в творческую индивидуальность композиторов. В искусстве Рубинштейна преобладало аналитическое начало. Как пианист, он не обладал силой темперамента, отличавшей игру его брата Антона, однако его исполнение было более ровным.

Рубинштейн был видным дирижером своего времени: под его управлением прошло свыше 250 концертов музыкального общества в Москве, ряд концертов в Петербурге и других городах; он осуществил первую постановку оперы П. Чайковского «Евгений Онегин» (1879), а также дирижировал премьерой 1-го концерта для фортепьяно с оркестром Чайковского, в котором солировал ученик Рубинштейна С. И. Танеев (концерт был первоначально посвящен Рубинштейну, но из-за его несогласия с некоторыми фрагментами в фортепьянной партии, Чайковский снял посвящение. Однако позже Рубинштейн дирижировал концертом, а затем включил его в свой сольный репертуар).

По инициативе Николая Рубинштейна в 1859 г. было открыто Московское отделение Русского музыкального общества, председателем и директором концертов которого он был с 1860 г. до конца жизни, а в 1866 г. была создана Московская консерватория (вторая в стране после Петербургской), где он был бессменным директором и профессором по классу фортепьяно, воспитал многих первоклассных музыкантов, в том числе С. И. Танеева, А. И. Зилоти, Э. фон Зауэра.

Смотрите также

Радек Карл

Рамат-Ишай

Рафальский Михаил

Рига

Розовский Шломо