Рюльф Ицхак
РЮЛЬФ Ицхак (Rülf, Isaak; 1831, деревня Рауиш-Хольцхаузен близ города Марбург, курфюршество Гессен-Кассель, – 1902, Бонн, Германия), религиозный и общественный деятель, философ, один из духовных вождей движения Ховевей Цион и религиозного сионизма. С 1849 г. работал учителем. В 1854 г. поступил в университет Марбурга. В 1857 г. сдал экзамен на получение смихи и стал преподавателем иудаизма, а позднее — помощником раввина в великом герцогстве Мекленбург-Шверин (на севере Германии). В 1865 г. университет города Росток присвоил Рюльфу ученую степень доктора философии. В том же году он стал раввином города Мемель (ныне Клайпеда; в то время принадлежал Пруссии); занимал эту должность до 1898 г. Рюльф основал в Мемеле еврейскую школу и больницу; в 1872–98 гг. был главным редактором ежедневной газеты «Мемелер дампфбот».
Рюльф первым из раввинов Германии принял живое участие в судьбах российского еврейства. В 1867 г. он организовал доставку продовольствия евреям Литвы и Латвии, страдавшим от голода. В дальнейшем под руководством Рюльфа было осуществлено еще несколько подобных благотворительных проектов, в частности, оказана материальная поддержка тысячам российских евреев, бежавших в 1881–82 гг. в Мемель в страхе перед погромами. Во многих общинах западных губерний России Рюльфа называли «доктор Хильф» (идиш, по-немецки `помощь`; на идиш фамилия Рюльф произносится «Рильф»). В книге «Мое путешествие в Ковно» (1869) и «Три дня в еврейской России» (1882) Рюльф с симпатией описывал традиционный быт литовского еврейства, противопоставляя его ассимиляторским (см. Ассимиляция) тенденциям, характерным для евреев Германии и других стран Западной Европы.
С зарождением в 1881–82 гг. движения Ховевей Цион Рюльф стал его активным участником. В 1883 г. он опубликовал книгу «Арухат бат-‘амми» (буквально «Исцеление дочери народа моего»; немецкий язык, название на иврите — цитата из Иер. 8:22), в которой, развивая и дополняя вывод о необходимости переселения еврейского народа из стран диаспоры на собственную национальную территорию, сделанный Л. Пинскером в брошюре «Автоэмансипация» (вышедшей в свет годом ранее), доказывал, что этой территорией должна стать Эрец-Исраэль, где возникнет независимое еврейское государство, а иврит станет разговорным языком. В 1896 г. Рюльф энергично поддержал сформулированную Т. Герцлем концепцию политического сионизма, а в 1897 г. подверг резкой критике антисионистское выступление пяти германских раввинов (так называемых протестраббинер; см. Сионизм). Хотя Рюльф не присутствовал на 1-м Сионистском конгрессе (август 1897 г.), он был избран на нем в состав Большого исполнительного комитета всемирной Сионистской организации как представитель Германии. Участвовал в работе 2-го, 3-го, 4-го и 5-го Сионистских конгрессов, а также 1-й всегерманской Сионистской конференции (Франкфурт-на-Майне, октябрь 1897 г.), делегаты которой избрали его членом центрального комитета вновь учрежденной Сионистской организации Германии.
С 1898 г. Рюльф жил в Бонне, где был почетным профессором местного университета. До последних дней жизни работал в сионистском движении, занимался распространением идей сионизма.
Рюльф — автор ряда фундаментальных философских трудов: «Наука о мировой идее и мир идей» (2 тт., 1888), «Наука о единстве духа» (1898), «Наука о единстве Бога» (1888–1903) и других.