Саймон Нил
СА́ЙМОН Нил (Simon, Marvin Neil; родился в 1927 г., Нью-Йорк), американский драматург. Детство Саймона прошло в Бронксе, районе Нью-Йорка. В 1946 г. Саймон окончил Нью-Йоркский университет. В 1950-е гг. сочинял комические сценки для телевидения. Первую большую пьесу «Давай, труби о себе» — о еврейской нью-йоркской семье Саймон написал вместе с братом Даниэлем в 1961 г. Успех принесли Саймону две пьесы — «Босиком по парку» (1963) и «Странная пара» (1965). В 1965 г. первое место на Бродвее заняла новая комедия Саймона «Звездная девушка»; театральный сезон 1966–67 гг. называли фестивалем Саймона на Бродвее: одновременно там шли четыре его пьесы. В эти же годы Саймон написал сценарии мюзиклов «Милая Чарити» по мотивам фильма Ф. Феллини «Ночи Кабирии» и «Обещания, обещания» по мотивам фильма Б. Уайлдера (1906–2002) «Квартира». В трех одноактных фарсах «Номер-люкс в отеле Плаза» (1968) Саймон саркастически высмеял одну из главных тем американского театра — тему беспомощности человека перед судьбой и собственным подсознанием. После комедии «Последний из горячих любовников» (1969) Саймон написал пьесу «Мишурная леди» (1970), в которой попытался разобраться в проблеме алкоголизма.
В 1971 г. первое место в списке лучших американских пьес года заняла новая трагикомедия Саймона «Узник Второй авеню». Следующую комедию Саймона «Весельчаки» (1972) американская критика объявила вершиной драматургического мастерства и умения соединять серьезность темы с принципами развлекательного искусства. В 1973 г. Саймон в жанре литературного монтажа написал пьесу «Добрый доктор» (сцены из жизни А. Чехова, а также отрывки из его произведений), в 1974 г. — пьесу «Любимчик Бога», представлявшую собой современную версию книги Иова и не имевшую успеха у зрителей.
Новая версия пьесы «Номер-люкс в отеле Плаза» — «Номер-люкс в отеле Калифорния» (1976) — пользовалась большим успехом. Критика сочла лучшей из пьес Саймона, написанных до 1980 г., пьесу «Глава вторая» (1977). Популярность приобрел его мюзикл «Они играют нашу песню» (1979).
Сочиняя комедии для широкой публики, Саймон стремился не поддаваться влияниям интеллектуальной моды. Секрет его редкой популярности — в умении соединять типическую ситуацию с неповторимо индивидуальным характером персонажа, что становится для него источником комического. Американская критика назвала Саймона Мольером нашего времени.
Еврейская тема в произведениях Саймона не представлена отдельно, однако с середины 1980-х гг. происходит своеобразное возвращение Саймона к еврейским истокам, и героями его пьес-воспоминаний нередко оказываются евреи. В 1983 г. Саймон написал отчасти автобиографическую пьесу «Мемуары Брайтон-Бич» о детстве еврейского мальчика. Автобиографическая пьеса Саймона «Билокси-блюз» (1984) описывает жизненный путь еврея из Бруклина, ставшего известным американским писателем. В 1991 г. на нью-йоркской сцене была поставлена пьеса Саймона «Пропавшие в Йонкерсе», действующие лица которой — представители трех поколений американской еврейской семьи, бежавшей в 1930-е гг. из Германии. За эту пьесу Саймон получил премии Тони и Дж. Пулитцера.
Многие пьесы Саймона были экранизированы. По сценарию Саймона поставлены также фильмы: «Убийство смертью» (1976), «Девушка, с которой прощаются» (1977, в главной роли вторая жена Саймона, актриса Марша Мейсон), «Дешевый детектив» (1978) и другие.
Смотрите также
Советский Союз. Вклад евреев в развитие науки и культуры в Советском Союзе