Сан-Паулу

САН-ПА́УЛУ, город на юго-востоке Бразилии, административный центр одноименного штата. По мнению некоторых историков, Жоао Рамальо, основавший Сан-Паулу в 1554 г., был марраном. В 16–17 вв. в город переселялись новые христиане из Португалии и Испании, многие из которых тайно исповедовали иудаизм. Они составляли значительную часть населения Сан-Паулу; некоторые из них занимали высокие посты в местной администрации. К концу 18 в. новые христиане города полностью ассимилировались.

В середине 19 в. в Сан-Паулу начали приезжать отдельные еврейские семьи из Франции, особенно из Эльзаса; их число заметно увеличилось после франко-прусской войны 1870–71 гг., в результате которой Эльзас был включен в состав Германии. В конце 19 в.— начале 20 в. в город прибыли сотни евреев-иммигрантов, в основном из Восточной Европы, а также из Сирии, Ливана и других стран Средиземноморья. Они занимались главным образом мелкой торговлей (в том числе вразнос), изготовлением готовой одежды и мебели. В 1890-х гг. в Сан-Паулу открылись синагога и еврейское кладбище, в 1912 г. была создана община, в которую первоначально входили все евреи города независимо от места их происхождения. В 1912 г. начало действовать благотворительное общество Эзра, в 1915 г. — еврейская женская организация социальной помощи, в 1916 г. — талмуд-тора и сионистский кружок Ахават Цион (см. Сионизм).

В 1920–30-х гг. численность еврейского населения Сан-Паулу продолжала расти, прежде всего за счет притока переселенцев из стран Восточной и Центральной Европы, Ближнего Востока, Северной Африки. В 1933 г. в город начали приезжать беженцы из нацистской Германии и оккупированных ею государств. К началу 1940-х гг. в Сан-Паулу жили примерно пятнадцать тысяч евреев. Работали общинные организации ашкеназов, сефардов, выходцев из Сирии и Ливана (три последние образовались во второй половине 1920-х гг.), хевра каддиша (с 1923 г.), три еврейские начальные школы, первая из которых была основана в 1922 г., культурный центр (с 1926 г.), спортивное общество «Маккаби» (с 1927 г.), дом для престарелых (с 1937 г.). Значительным влиянием пользовалась Еврейская конгрегация Сан-Паулу, созданная выходцами из Германии в 1936 г. Возникшая в 1931 г. ложа организации Бней-Брит под давлением властей была вынуждена в 1942 г. приостановить свою деятельность и возобновила ее лишь в 1953 г.

После Второй мировой войны в Сан-Паулу прибыли несколько тысяч европейских евреев, переживших Катастрофу, позднее — беженцы из Венгрии и Египта (последние в 1969 г. создали самостоятельную общину). Численность еврейского населения города, вступившего в период экономического подъема, быстро увеличивалось также за счет естественного прироста и притока переселенцев из других районов Бразилии. В 1969 г. в Сан-Паулу жили около 65 тыс. евреев; община города стала, таким образом, крупнейшей в стране, обогнав по численности общину Рио-де-Жанейро. В конце 1960-х — начале 1970-х гг. около половины евреев Сан-Паулу занимались торговлей, примерно 23% работали в промышленности, около 9% — в сферах образования и здравоохранения. Еврейские предприниматели положили начало развитию в Сан-Паулу целлюлозно-бумажной, текстильной, алюминиевой, пищевой промышленности. В городе действовали 27 еврейских общин (почти все — ортодоксальные; см. Ортодоксальный иудаизм), 13 лож организации Бней-Брит, несколько десятков еврейских политических, благотворительных, культурных, женских, молодежных, спортивных организаций, 13 еврейских школ (в том числе пять средних), в которых обучались свыше пяти тысяч детей, два педагогических колледжа, несколько библиотек, архив по истории евреев Сан-Паулу. В 1971 г. открылась еврейская больница имени А. Эйнштейна. Выходили шесть еврейских периодических изданий (два из них — раз в две недели); городская радиостанция вела предназначенную для евреев ежедневную двухчасовую передачу, а по местному телевидению для них транслировалась еженедельная программа.

В первой половине 1980-х гг., особенно после начала Ливанской войны, Сан-Паулу, где существует крупная арабская община, стал основной базой антиизраильской и антисионистской кампании, развернутой в Бразилии Организацией освобождения Палестины и ее сторонниками при поддержке ряда органов печати (включая популярную газету «Фолья де Сан-Паулу»), общественных объединений и политических деятелей. Эта кампания, принявшая беспрецедентные для страны масштабы, привела к значительному росту антиеврейских настроений в Сан-Паулу (см. Антисемитизм), вызвала серьезные трения между проживающими в городе евреями и арабами, а также разногласия внутри еврейской общины, часть членов которой подвергла критике нежелание ее руководства отказаться от традиционного тезиса о том, что «еврейский вопрос» в Бразилии не существует, и принять действенные меры для борьбы с антиизраильской и антиеврейской пропагандой.

В первой половине 1990-х гг. в Сан-Паулу жили примерно 75 тыс. евреев (почти половина еврейского населения Бразилии). Среди них преобладают представители средних и высших слоев общества; евреи играют видную роль в экономической, политической и культурной жизни города, представлены в законодательном собрании штата Сан-Паулу, муниципальных и судебных органах. Деятельность почти всех еврейских общин и организаций координирует Еврейская федерация штата Сан-Паулу, созданная в 1946 г. С 1964 г. в городе находятся руководящие органы Еврейской конфедерации Бразилии.

В Сан-Паулу работают генеральное консульство Израиля, представительства Всемирного еврейского конгресса, Американского еврейского комитета, Джойнта, ХИАСа. В университете штата есть кафедра иудаистики (см. Наука о еврействе); в 1970 г. под эгидой университета открылся Бразильский центр еврейских исследований. В 1984 г. в Католическом университете Сан-Паулу была создана кафедра языка и культуры идиш, занимающаяся также изучением истории Катастрофы. В Сан-Паулу есть улицы, названные в честь А. Эйнштейна, Т. Герцля, Государства Израиль, борцов варшавского гетто.

ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ

Смотрите также

Са‘д ад-Давла

Самуила книга

Сигал Джордж

Сорман Ги

Стена плача