Сапир Я‘аков

САПИ́Р (Саппир, Сафир) Я‘аков (1822, Ошмяны, Литва, – 1885, Иерусалим), писатель и путешественник. Его отец, шохет, принадлежал к прушим — ученикам Элияху бен Шломо Залмана (Виленского Гаона). В 1832 г. семья переселилась в Эрец-Исраэль, в город Цфат. Вскоре родители умерли, и в 1836 г. Сапир переехал в Иерусалим. Помимо религиозного образования, Сапир получил основательное знание арабского разговорного языка и читал Коран. Он был учителем в иерусалимской талмуд-тора «Эц Хаим», а позднее — писцом ашкеназской общины и прушим города и по долгу службы сочинял стихи в честь важных гостей, например, М. Монтефиоре (1839). Сапир писал также памфлеты и статьи, большинство которых публиковалось в журнале «Ха-Леванон».

В 1857 г. он совершил поездку по странам Востока как эмиссар общины прушим (см. Посланцы Эрец-Исраэль). Сапир одним из первых познакомился в Египте с сокровищами Каирской генизы. В Египте у Сапира украли большую часть денег, которые предназначались для поездки в Индию, и недостаток средств заставил его отправиться сначала в Йемен. Он отплыл на небольшой шхуне в Джидду (порт Мекки) и оттуда направился в Ходейду в Йемене. После трех дней пути по прибрежной равнине Сапир встретил в поселке Джирва йеменских евреев. Эти люди и их образ жизни произвели на него глубокое впечатление, о чем он писал в своих письмах в Иерусалим. После длительного путешествия по внутренним районам Йемена Сапир прибыл в Сану и провел там Песах. Живя в общине Саны, он посетил многие другие еврейские общины Йемена и через восемь месяцев вернулся в Ходейду, затем провел месяц в Адене и 5 ноября 1859 г. отплыл в Индию. Посетив также Яву, Австралию, Новую Зеландию и Цейлон, вернулся в Аден, а оттуда — через Джидду и Египет — в Иерусалим (май 1863 г.).

Свои путешествия Сапир описал в книге «Эвен саппир» («Сапфир», т. 1–1866, т. 2–1874; переиздана в 1969 г.); сокращенное издание подготовлено А. Я‘ари и опубликовано под названием «Сефер масса Тейман» («Книга о путешествии в Йемен», 1944; переиздана в 1951 г.). Этот труд представляет большую ценность благодаря глубокой наблюдательности автора и живому изложению. Он содержит важные сведения о жизни евреев в 19 в. в странах Востока и, в особенности, в Йемене. Сапир не только подробно описал повседневную жизнь йеменских евреев и их обычаи, но и первый опубликовал образцы их поэтического творчества, а также сообщил интересные данные об особенностях произношения и синтаксиса языка иврит у йеменских евреев.

В 1869 г. Сапир был послан в Египет и Европу как эмиссар иерусалимской больницы «Биккур-холим», а в 1873 г. он с такой же миссией ездил в Россию. Интерес к евреям Йемена и связь с ними он сохранял постоянно. В 1873 г. вышло его сочинение «Иггерет Тейман ха-шенит» («Второе Йеменское послание» — намек на послание Маймонида), где он убеждает йеменских евреев не верить лжемессии Шукру Кухайлу (см. Йемен).

В честь Сапира названо одно из поселений в Иудейских горах — Эвен-Сапир.

О внуке Сапира — Элияху Сапире и правнуке — Иосефе Сапире см. Сапир, семья.

Смотрите также

Сельвинский Илья

Сиван Арье

сионисты-ревизионисты

слепота

собственность