Саспортас Я‘аков

САСПО́РТАС Я‘аков (Sasportas; 1610, Оран, ныне в Алжире, – 1698, Амстердам), раввин, современник и непримиримый противник саббатианства (см. Саббатай Цви). Родился в семье потомков Нахманида и рано прославился талмудической ученостью (см. Талмуд). В 18 лет был назначен даяном в еврейской общине города Тлемсен, в 24 года там же — раввином. В 1647 г. Саспортас был неожиданно смещен властями с должности и подвергнут аресту и пыткам; в 1651 г., вскоре после освобождения, уехал в Амстердам.

Уже в первые годы эмиграции Саспортас подтвердил свой авторитет выдающегося ученого-талмудиста, в частности, опубликовав сочинение «Толдот Я‘аков» («Родословная Иакова» — указатель стихов Библии в Иерусалимском Талмуде) и книгу каббалиста (см. Каббала) 16 в. М. Албаса «Хехал кодеш» («Дворец святости»), к которой написал обширное введение и примечания. Однако из-за желчного раздражительного характера и любви к спорам Саспортас нигде не мог получить постоянного места раввина и в основном вел жизнь странствующего проповедника, многократно объезжая еврейские общины Германии, Италии, Англии и других европейских стран, и только в 1693 г., в возрасте 83 лет, он осуществил свою давнюю мечту и стал раввином Амстердама.

Главная заслуга Саспортаса — решительная и бескомпромиссная борьба с саббатианством с момента зарождения и до конца этого движения, в которой ему не было равных. Свидетельством этой борьбы и одновременно ценным источником более или менее достоверных фактических сведений о саббатианстве стала книга «Цицат новел Цви» («Цви — увядший цветок»), написанная им по свежим следам событий и в основном завершенная в 1673 г. Из четырех частей книги особую историческую ценность имеет первая и самая большая (завершена в 1666 г.), составленная из антисаббатианских памфлетов и посланий, которые Саспортас в самый разгар движения рассылал в крупнейшие еврейские общины многих стран. Эта часть содержит также хронологическое описание основных событий этого периода, начиная с первого выступления Саббатая Цви, когда он объявил себя Мессией, и кончая его обращением в ислам в сентябре 1666 г.

Во второй части (1667–68) Саспортас описывает отклики в еврейских общинах на отречение Саббатая Цви от иудейской веры, которое потрясло его фанатичных приверженцев. В третью часть (1668–69) включены послания и прокламации; в них Саспортас обличает попытки ссылкой на мистический смысл перехода «Мессии» в ислам оживить саббатианское движение. Четвертая часть, добавленная позднее, касается последних очагов саббатианства в период 1673–76 гг.

Борьбу против саббатианства Саспортас вел со строго догматически-раввинистических позиций — он успешно изобличал лжемессианский характер движения, апеллируя к галахической (см. Галаха) теологии мессианства и показывая несовместимость с ней саббатианских идеологических установок, притязаний и норм поведения. В этом контексте он проводил аналогию между саббатианством и христианством и утверждал, что саббатианство может навлечь на евреев не меньше несчастий, чем принесло им христианство. Особенно резкой критике Саспортас подверг игравшего в саббатианстве роль предтечи Натана из Газы.

При жизни Саспортаса его главный труд не был опубликован. В сокращенном виде впервые он был издан в Амстердаме в 1737 г. (в России — в 1867 г. в Одессе). Полностью книга Саспортаса была опубликована лишь в 1954 г. И. Тишби, с его подробным введением.

Смотрите также

сандак

Сарагоса

Сморгонь

соборы церковные

Суриц Яков