Саул

САУ́Л (שָׁאוּל, Шаул, буквально `испрошенный [у Бога]`), первый царь Израиля (около 1029–1005 гг. до н. э.), сын Киша из колена (см. Колена Израилевы) Биньямин (I Сам. 9:1, 21). Местожительство Саула было в Гив‘е (I Сам. 10:26), которую он сделал своей столицей.

Воцарение Саула было следствием неспособности традиционного племенного руководства — «судей» (см. Судей Израилевых книга) — противостоять растущему давлению со стороны соседних народов, в первую очередь филистимлян (I Сам. 8:20; 9:16). Библейский рассказ о воцарении Саула представляет собой результат компиляции нескольких различных версий. Согласно I Сам. 9:1–10:16, Саул — красивейший юноша среди израильтян — отправился на поиски пропавших отцовских ослиц. Бог возвестил пророку Самуилу, что юноша из колена Биньямин, который придет завтра, должен быть помазан на царство в Израиле (I Сам. 9:16). После того, как Самуил совершил помазание Саула, тот отправился домой, однако в пути встретил «сонм пророков»; дух Божий снизошел на него, и «он пророчествовал среди них» (I Сам. 10:10). Версия I Сам. 10:17–27 повествует иначе: Самуил собрал народ в Мицпе и бросил жребий, который указал на Саула, который и был провозглашен царем, и «весь народ воскликнул и сказал: да живет царь!» (I Сам. 10:24). Наконец, в I Сам. 11 рассказывается, что Саул был провозглашен царем в Гилгале после того, как он нанес поражение аммонитянам (см. Аммон), пытавшимся поработить жителей Явеш-Гил‘ада, родственных колену Биньямин. В этом рассказе Саул предстает как типичный «судья» — племенной глава, посланный спасти Израиль от чужеземной угрозы. Общим для этих версий о воцарении Саула является избранность его Богом и помазание Самуилом.

На протяжении всех лет своего царствования Саул вел непрерывные войны с врагами Израиля — Моавом, Аммоном, Эдомом и другими, в особенности «была упорная война против филистимлян во все время Саулово» (I Сам. 14:52). В ходе этих войн Саул создал регулярные воинские формирования, руководимые опытными военачальниками, среди которых был его сын Ионатан. Царство Саула включало уделы Иехуды и Эфраима, Галилею и области в Заиорданье. По всей видимости, он не пытался распространить свою власть за пределы территорий, населенных израильтянами. Он также не провел реформ, направленных на замену традиционного племенного руководства централизованным административным аппаратом, подчиненным царю.

История отношений Саула с Самуилом отражает трудности, связанные со становлением монархической власти. Согласно одной из традиций, вошедших в библейское повествование, трения между Саулом и Самуилом начались после того, как царь, собравший войско в Гилгале, чтобы вступить в бой с филистимлянами, сам принес жертвы Богу, не дождавшись прихода Самуила (I Сам. 13:8–14). По-видимому, Самуил увидел в этом покушение царя на священнические прерогативы; он объявил Саулу, что в наказание за поступок его царствование не будет долговечным. Окончательный разрыв произошел, когда Саул не выполнил указания Самуила — полностью истребить амалекитян (I Сам. 15:14–35; 28:18).

С появлением при царском дворе Давида Саул начал осознавать, что народ благоволит к Давиду (I Сам. 18:16), победы которого над филистимлянами вызвали зависть Саула, перешедшую в слепую ненависть, временами затемнявшую его рассудок, — в приступах безумного гнева он покушался на жизнь собственного сына Ионатана (I Сам. 20:33), казнил священников в Нове (I Сам. 22:12–19). Подозрительность Саула заставляла его повсюду видеть заговор и побуждала его убить Давида (I Сам. 18:20–29; 19:1, 4–7, 9–10).

Все это время Саул продолжал вести войны с филистимлянами. Когда филистимлянские силы собрались в Изреельской долине, Саул выступил против них и разбил стан у подножия горы Гилбоа, по-видимому, возле Эйн-Харода (I Сам. 28:4; 29:1). В сражении пали три сына Саула — Ионатан, Амминадав и Малки-Шуа. Окруженный филистимлянскими лучниками и израненный их стрелами, Саул бросился на свой меч (I Сам. 31:4). Когда на следующий день филистимляне обнаружили среди павших израильтян тело Саула, они отсекли его голову «и послали по всей земле филистимской, чтобы возвестить о сем в капищах идолов своих и народу» (I Сам. 31:8–9). Оружие Саула было пожертвовано в храм Астарты, а его тело вывешено на стене Бет-Шеана. Жители Явеш-Гил‘ада, помнившие, как Саул спас их от аммонитян, сняли тело со стены и похоронили в своем городе (I Сам. 31:10–13), откуда впоследствии кости Саула были перенесены в усыпальницу его отца в местности Цела, по-видимому, близ Гив‘ы (II Сам. 21:14).

На основании книги I Сам. можно заключить, что во времена Саула еще не сложилась упорядоченная административная система. Энергия Саула была преимущественно направлена на консолидацию монархии. По всей видимости, значительную часть нарождавшейся администрации составляли члены семьи Саула. Так, его сын Ионатан стоял во главе одного из контингентов постоянной армии, Авнер бен Нер, также родственник Саула, был главой царской армии; большинство военачальников составляли члены колена Биньямин, получавшие от царя земельные наделы и виноградники. Во времена Саула племенная организация еще не прекратила своего существования — Саул считался главой колен Израилевых, а монархические институты, подобные существовавшим в других странах древнего Ближнего Востока, еще не сформировались. Символом царской власти Саула было, по-видимому, его копье, а также, возможно, венец и браслет (II Сам. 1:10). При Сауле впервые была создана постоянная армия, насчитывавшая три тысячи воинов (I Сам. 13:1–2), однако при этом продолжали существовать племенные ополчения, составлявшие основную массу войск, мобилизуемую по царскому приказу.

Смотрите также

Саломея

Самара

Санваллат

Сигети Йожеф

Смоли Эли‘эзер