Сафди Моше
СА́ФДИ Моше (Safdie, Moshe; родился в 1938 г., Хайфа), канадско-израильский архитектор. В 1954 г. переехал в Канаду. В 1962 г. окончил архитектурный колледж университета Мак-Гилла в Монреале. В том же году начал работать в мастерской крупного американского архитектора Л. И. Кана (1901–74) в Филадельфии. Мировая известность пришла к Сафди, когда ему еще не было 30 лет, как к автору генерального плана Всемирной выставки 1967 г. в Монреале («Экспо-67») и, особенно, центральной части территории выставки, Хабитата, — принципиально новой организации отводимого архитектору пространства в условиях массового жилищного строительства (фактически являясь непрерывным жилым комплексом, Хабитат имеет геометрию зигзага, гроздеобразное построение элементов которого открывает каждой жилой ячейке свободный доступ света и воздуха, превращая ее в некий гибрид сельского коттеджа и комфортабельной городской квартиры).
Этот успех повлек за собой множество заказов, выполняя которые Сафди в последующие годы создал такие проекты, как Хабитат в столице Пуэрто-Рико Сан-Хуане (1968–72), кондоминиумы в Сингапуре (1983–84), Музей изящных искусств в Монреале (1985–91), Национальный музей цивилизации в городе Квебек (1987–88), Центр Христофора Колумба в Нью-Йорке (1987), Театр оперы и балета в Торонто (1988), Национальная галерея Канады в Оттаве (1988) и другие.
Для архитектурного стиля Сафди в эти годы характерно стремление новейшими методами современной строительной технологии достичь максимальной функциональности архитектуры в ее человеческой предназначенности, что немыслимо вне строгих эстетических критериев. Поэтому Сафди отказался от свойственного ему в начальный период творчества приоритета локальных архитектурных задач (как это было в Хабитате-67) и пришел к так называемому критическому концептуализму, понимаемому как открытость проектируемых сооружений природной, градостроительной и социальной среде, а следовательно, конструирование таких пространственных форм, которые не изолируют человека от мира, а соединяют его с ним.
Эти установки оказались наиболее актуальными в занявших особое место в творчестве Сафди градостроительных и архитектурных проектах в Израиле и, прежде всего в Иерусалиме, где он проводит значительную часть своего времени. Реализуется его проект застройки района Иерусалима Мамилла, находящегося на стыке Старого и нового города. Приступив к работе над проектом еще в 1975 г., Сафди задумал создать пространственную встречу и взаимообогащающий диалог глубокой древности с новейшей современностью. Для достижения этой цели Сафди предложил трехмерную пространственную структуру, ведущий элемент которой — парк, который начинается у Яффских ворот Старого города и вливается в современный деловой центр и жилой комплекс с расположенными тут же отелем и подземными автомобильными стоянками.
В проекте Хибру юнион колледж (1981–88) Сафди решил задачу создания замкнутого пространства, предназначенного для библейских и археологически-библейских штудий учебного центра, поместив здания с учебными классами и жилыми комнатами для студентов в расположенных террасами внутренних озелененных двориках, которые соединяются крытыми и также озелененными галереями, и оставив открытым вид на стены Старого города из окон синагоги, актового и выставочного залов. Интересными в архитектурном отношении являются построенные по проектам Сафди иешива «Порат Иосеф» в Старом городе, где современные конструктивные формы удачно воспроизводят колорит окружающей градостроительной среды, дом Ван Лира в районе Иемин-Моше в Иерусалиме и другие.
Сафди — автор нескольких серьезных теоретических работ по проблемам современной архитектуры (в том числе «По ту сторону Хабитата», Кембридж, 1970; «Формы и замысел», Бостон, 1982; «Иерусалим: прошлое в будущем», Бостон, 1989). С 1979 г. Сафди — директор Центра городского дизайна и профессор архитектуры Гарвардского университета.