Седер олам
СЕ́ДЕР ОЛА́М (סֵדֶר עוֹלָם, буквально `порядок мира`), название двух мидрашистских сочинений (см. Мидраш): Седер олам рабба («Большой седер олам») и Седер олам зута («Малый седер олам»).
Седер олам рабба упоминается в Талмуде как сочинение танная (см. Таннаи) Иоси бен Халафты, жившего во 2 в. н. э. (Иев. 82б; Нид. 46б), хотя достоверно известно, что он не был автором этого сочинения.
Седер олам рабба делится на три части, каждая из которых состоит из десяти глав. В первой части содержится хронология основных событий с сотворения мира до смерти Моисея; во второй части — от перехода израильтянами Иордана и до убийства израильского царя Зхарии (середина 8 в. до н. э.); в третьей — от убийства Зхарии до Бар-Кохбы восстания. Книга написана на иврите и содержит мидрашистские интерпретации библейских текстов, использованных для хронологических подсчетов. Автор сочинения, по-видимому, опирался на древние традиции, которые послужили также источником для хронологических выкладок еврейского эллинистического хронографа Деметрия (3 в. до н. э.).
Основные издания печатаются по рукописи 1711 г. из Амстердама, содержащей, по-видимому, сефардско-восточный вариант сочинения, а также по Бодлеянской рукописи (хранится в Оксфорде), которая, вероятно, является франко-германским вариантом. Бодлеянская рукопись была исполнена французским переписчиком предположительно в 1315 г. Древние рукописи Седер олам рабба хранятся также в библиотеках Парижа и Мюнхена.
Сохранившийся текст прошел несколько редакций — некоторые места из него, цитируемые в Талмуде, отсутствуют в варианте, дошедшем до наших дней, который в то же время содержит и позднейшие добавления.
Седер олам рабба — первое сочинение, устанавливающее хронологическую эру «от сотворения мира», которое, по подсчетам автора, произошло за 3828 лет до разрушения римлянами Второго храма; последнее событие отнесено автором к 68 г. (по принятой в современной науке хронологии Храм был разрушен в 70 г.). Этот счет укоренился в еврейской хронологии значительно позднее. Еврейская хронология талмудического и послеталмудического периода принимала за точку отсчета начало Селевкидской эры (312 г. до н. э.) — так называемый миньян штарот (буквально `счет, датировка документов`); лишь с упадком вавилонских центров и превращением Европы в центр еврейской жизни отсчет от начала Селевкидской эры потерял смысл и был заменен отсчетом «от сотворения мира». Седер олам рабба содержит также легенды и рассказы из Талмуда и Мидраша.
Седер олам зута — хроника, составленная анонимным автором в раннем средневековье (по-видимому, в 804 г.). Написана преимущественно на иврите, частично — по-арамейски (см. Арамейский язык). Первые шесть из десяти глав книги содержат хронологию 50 поколений — от Адама до иудейского царя Иехояхина, уведенного Навуходоносором в Вавилонию (см. Пленение вавилонское), а остальные четыре главы посвящены хронологии последующих 39 поколений — от Иехояхина до конца вавилонского эксилархата (см. Эксиларх). В отличие от Седер олам рабба, в этом сочинении автор рассматривает в основном вопросы хронологии, лишь иногда цитирует рассказы и легенды из Библии, Талмуда и Мидраша. Его цель — показать, что династия вавилонских эксилархов принадлежала к дому Давида и закончилась, когда Map Зутра II уехал из Вавилонии в Эрец-Исраэль в 520 г. Перечень эксилархов 4 в. и 5 в. — важный источник исторических сведений об этом периоде.
Основанная на обоих сочинениях хронология была принята средневековыми еврейскими авторами, пока ее не подверг сомнению и критике Азария бен Моше деи Росси.