Симон Иоханан

СИ́МОН Иоханан (Simon, Yohanan; 1905, Берлин, – 1976, Кфар-Шмарьяху), израильский живописец. Родился в семье богатого торговца, убежденного сиониста (см. Сионизм). Получил образование в классической гимназии. Рано увлекся искусством; М. Либерман отметил незаурядный талант мальчика. Начал учиться на медицинском факультете Берлинского университета, поступил в 1925 г. в Высшую школу изобразительных искусств в Берлине, но вскоре перешел в открывшуюся незадолго до этого Школу современного искусства во Франкфурте-на-Майне, где его учителями стали М. Бекман и П. Расмуссен. В 1928 г. Симон получил стипендию от еврейской общины Берлина и отправился во Францию. На юге страны, в Тулоне, Симон стал учеником А. Дерена, после чего в 1931 г. переселился в Париж и постепенно вошел в художественную жизнь столицы. Работал для журнала «Вю», выставлялся в Салоне Тюильри и Весеннем салоне.

В 1934 г. поехал в США и провел там десять месяцев, затем возвратился в Париж, где состоялась его первая персональная выставка. Годом позже Симон получил приглашение на работу в газете «Ха-Арец» и переехал в Эрец-Исраэль.

С 1936 г. Симон был членом киббуца Ган-Шмуэль близ Хадеры. Поначалу был сельскохозяйственным рабочим и писал лишь урывками, но со временем художественная деятельность занимала все большее место в его жизни, он начал преподавать искусство в рамках киббуцного движения. В этот период и в последующие годы Симон как рисовальщик и иллюстратор сотрудничал с издательствами и с прессой. Был активным членом Хаганы, участвовал в Войне за независимость.

В 1948–57 гг. Симон был членом группы художников-реалистов «Новые горизонты», в 1953 г. ушел из киббуца и переселился в Тель-Авив. С 1951 г. участвовал во многих выставках в стране и за рубежом, в том числе в Бьеннале в Венеции и Сан-Паулу, много ездил по Европе и Америке. С 1969 г. жил в Кфар-Шмарьяху.

Наиболее известны работы Симона, написанные после середины 1940-х гг. В картине Симона «Отдыхающие работники» (1945) сильно влияние Д. Риверы, с росписями которого в Центре Рокфеллера в Нью-Йорке он познакомился во время пребывания в США. Особенно сильно это влияние проявилось в тяге Симона к монументально-декоративной живописи. Темой и источником вдохновения служил для Симона образ жизни киббуцников. Симон создавал оптимистические по духу, воспевающие радость жизни произведения («После дневного труда», 1947; «Девочки в саду», 1952). Идеализированные образы людей в картинах Симона обобщены и чаще всего статичны, цветовая гамма простая и неяркая.

На рубеже 1950–60-х гг. происходит резкий перелом в творчестве Симона: от реалистического отображения мира художник переходит к абстракции. В его работах усиливается декоративность. Симон в это время начинает писать все большие по размеру картины, монументальные панно (в Институте физической и неорганической химии Еврейского университета в Иерусалиме; шпалера в Центре раковых заболеваний Научно-исследовательского института имени Х. Вейцмана; росписи в отеле «Ивуар» в Абиджане, Кот-д’Ивуар). На первый план выступают впечатления от тропической природы, которая поразила художника во время путешествия по Латинской Америке; растительные формы становятся абстрактными и приобретают вид причудливого орнамента («Молодые деревья», 1961; «Эмоциональные растения», 1966; «Праздничный день», 1969). Декоративный характер живописи Симона этого периода подчеркивается усложнением красочного языка: цветовой эффект строится на комбинациях, дополняющих друг друга, иногда и диссонирующих тонов, которых нет в реальной природе (исключение составляет роспись в Еврейском университете — скорее графическая, чем живописная работа).

Смотрите также

Себеж

сефарды

«Сефер-хасидим»

Синай гора

Союз сельскохозяйственных рабочих