сионисты-социалисты
СИОНИ́СТЫ-СОЦИАЛИ́СТЫ, сионистская партия, действовавшая в России в 1920-х гг. Ее официальное наименование — Сионистская социалистическая партия. Широко использовалась также аббревиатура Ц. С., которая образовалась в результате транслитерации инициалов первых двух слов названия партии на иврите и идиш (צ״ס) и должна была подчеркнуть ее отличие от Сионистской социалистической рабочей партии (сокращено С. С.), стоявшей на позициях территориализма.
Возникновение Сионистской социалистической партии явилось результатом развития социалистических тенденций в движении Це‘ирей Цион, зародившихся под влиянием политических и идеологических процессов, приведших в Эрец-Исраэль к созданию партии Ахдут ха-‘авода (см. Израильское рабочее движение), а также революционных событий конца 1910-х гг. в России и в других странах. Уже в июне 1919 г. конференция секций Це‘ирей Цион, действовавших на территории бывшего Царства Польского (см. Польша. Царство Польское с 1815 г. до начала Первой мировой войны), приняла резолюцию, гласившую, что участники движения должны бороться одновременно за осуществление идеалов как сионизма, так и социализма, поскольку национальное освобождение еврейского народа в целом и социальное освобождение еврейских трудящихся путем классовой борьбы взаимозависимы.
В феврале 1920 г. сходное постановление утвердила конференция Це‘ирей Цион Царства Польского, Галиции, Западной Белоруссии и района Вильно (см. Вильнюс). Результатом этих решений стало организационное обособление противников изменения политической ориентации движения (особенно многочисленных в странах Центральной и Западной Европы, Соединенных Штатах Америки, Аргентине). На их конференции, прошедшей в марте 1920 г. в Праге, был создан Всемирный союз Ха-По‘эл ха-ца‘ир и Це‘ирей Цион (с 1922 г. — Сионистская рабочая партия Хит’ахадут).
Позиция российских Це’ирей Цион (составлявших костяк движения) по этому вопросу была определена на их 3-й конференции, нелегально состоявшейся 15–20 мая 1920 г. в Харькове. Ее участники (45 человек) утвердили новые программные принципы движения, гласившие: освобождение еврейских трудящихся масс от национального и социального рабства возможно лишь с достижением целей сионизма и построением социалистического общества; широкая социальная база сионистского социалистического движения должна включать не только пролетариат, но всех трудящихся; к конечному освобождению трудящихся (в том числе и еврейских) должна привести классовая борьба, понимаемая не как взаимное уничтожение, а как созидательный процесс.
В соответствии с этими принципами Народная Фракция Це‘ирей Цион (официальное наименование движения в России с мая 1917 г.) была преобразована в Сионистскую социалистическую партию. Принятые на конференции резолюции предусматривали активное участие партии в строительстве «еврейского территориального центра» в Эрец-Исраэль, базирующегося на кооперативных началах (подчеркивалось, что, хотя ведущую роль в освоении страны должны сыграть сельскохозяйственные коммуны, привлечение к этой работе частного капитала не только возможно, но и желательно), а также в создании в странах диаспоры системы еврейского образования, основанной как на иврите, так и на идиш. Решения Харьковской конференции были одобрены значительным большинством российских Це‘ирей Цион; лишь часть сторонников движения не присоединилась к Сионистской социалистической партии и создала в августе 1920 г. собственную организацию, сохранившую наименование Народная Фракция Це‘ирей Цион и ставшую вскоре секцией Всемирного союза Ха-По‘эл ха-ца‘ир и Це‘ирей Цион. В 1920–21 гг. программу Сионистской социалистической партии (или сходную с ней) приняли Це‘ирей Цион Польши и Литвы, часть секций движения, действовавших в Латвии, Эстонии и Бессарабии. На Сионистских конгрессах представители всех этих группировок образовывали совместно с Сионистской социалистической партией фракцию Це‘ирей Цион, в которую на 12-м конгрессе (1921) входил 31 делегат (из 512), на 13-м (1923) —13 делегатов (из 331), на 14-м конгрессе (1925) —11 делегатов (из 311). В Эрец-Исраэль Це‘ирей Цион, разделявшие программные принципы Харьковской конференции, присоединились к партии Ахдут ха-‘авода (см. Израильское рабочее движение).
С момента своего создания Сионистская социалистическая партия действовала в подполье; несмотря на то, что на Харьковской конференции ее учредители объявили о признании советской власти и о готовности к сотрудничеству с советскими учреждениями (сохраняя при этом свою приверженность принципам демократии), под руководством деятелей Евсекции против партии была развернута кампания нападок и преследований. Ее мероприятия запрещались, активисты подвергались арестам, после чего их по приговору суда или во внесудебном порядке ссылали в отдаленные районы страны. Но и в этих условиях Сионистская социалистическая партия, которой в разное время руководили И. Бар-Иехуда (Идельсон), З. Аран, Айзик Брудный (Ицхак Бар-Эли, 1888–1956), В. Адлер и другие, не прекращала широкую работу в Хе-Халуце (как в «легальном», так и в «нелегальном» его крыле), в профсоюзах, потребительских, производственных и кредитно-сбытовых кооперативах; под ее эгидой действовало движение Брит ха-но‘ар ха-циони ха-социалисти (`Социалистический сионистский союз молодежи`). Партия вела борьбу за алию и демократию, выступала в защиту экономических, социальных и национальных прав российского еврейства, создавала культурные ассоциации, пропагандировала идеи сионизма и немарксистского социализма, для чего использовались как любые легальные возможности, так и нелегальные методы — выпуск подпольных периодических изданий («Сионистско-социалистическая мысль», «Унзер штиме», «Унзер вег», «Унзер ворт», молодежные «Арбетс-югенд», «Югенд-камф»), распространение листовок. К 1923 г., когда почти все сионистские организации России или распались, или были вынуждены принять официальную коммунистическую идеологию, Сионистская социалистическая партия (к которой в 1922–23 гг. присоединилась Радикал-социалистическая партия По‘алей Цион, основанная в апреле 1917 г.) стала ведущей силой независимого сионистского движения в стране.
4-я конференция Сионистской социалистической партии, нелегально состоявшаяся в феврале 1924 г. в Ленинграде (см. Санкт-Петербург), приняла решение активизировать ее деятельность и, в частности, начать выпуск подпольной газеты на русском языке. В августе того же года члены партии распространили (главным образом на Украине) десятки тысяч листовок, содержавших резкую критику коммунистического режима и требование обеспечить решение насущных проблем еврейства в духе социалистического сионизма. В ответ на эту акцию, резонанс которой как в еврейской, так и в нееврейской среде был весьма значителен, в ночь на 2 сентября 1924 г. органы ГПУ арестовали в 150 населенных пунктах свыше трех тысяч активистов Сионистской социалистической партии и Брит ха-но‘ар ха-циони ха-социалисти. Многие из них были осуждены на длительные сроки заключения в исправительно-трудовых лагерях или сосланы. Хотя партии удалось в целом оправиться после этого удара и восстановить многие местные организации, непрекращающиеся преследования вынудили ее уйти в глубокое подполье и резко сузить сферу деятельности, из-за чего она лишилась контакта с массами. Во второй половине 1920-х гг. последовали новые аресты, и к концу десятилетия, когда практически все ячейки партии были разгромлены, она прекратила свое существование. Многие ее сторонники погибли в тюрьмах, лагерях и ссылке; лишь некоторые, отбыв срок заключения или освободившись досрочно (в частности, благодаря заступничеству М. Горького и его жены Екатерины Пешковой), смогли эмигрировать в Эрец-Исраэль.
В Польше, Литве и других странах Восточной Европы группировки Це‘ирей Цион, идейно близкие Сионистской социалистической партии и тесно связанные с рабочим движением Эрец-Исраэль, Хе-Халуцем, а также с местными нееврейскими социал-демократическими организациями, действовали до августа 1925 г., когда они слились с правым крылом По‘алей Цион, образовав Всемирную социалистическую еврейскую рабочую партию По‘алей Цион, которая в 1932 г. объединилась с Хит’ахадут во Всемирном союзе сионистов-социалистов.