Слиозберг Генрих
СЛИО́ЗБЕРГ Генрих Борисович (1863, местечко Мир, Минская губерния, – 1937, Париж), российский юрист и еврейский общественный деятель. Родился в хасидской (см. Хасидизм) семье. Вскоре после рождения Слиозберга семья переехала в Полтаву, где его отец работал меламедом. В детстве получил традиционное еврейское образование. В 1875–82 гг. учился в Полтавской гимназии. В 1886 г. окончил юридический факультет Петербургского университета (студенческая работа Слиозберга была в 1885 г. отмечена золотой медалью). В 1886–88 гг. продолжил юридическое образование в университетах Гейдельберга, Лейпцига, Лиона и в 1889 г. выдержал экзамен в Петербургском университете на звание магистра уголовного права. Несмотря на ходатайства профессоров, Слиозберг не был оставлен при университете для преподавательской работы из-за отказа перейти в христианство. К юридической практике он приступил в 1888 г. (помощник присяжного поверенного), вскоре стал известным столичным адвокатом, в 1893 г. был принят в сословие присяжных поверенных, однако не был (согласно министерскому распоряжению «о евреях — присяжных поверенных» 1889 г.) утвержден в звании и формально оставался «помощником» до июля 1904 г. Слиозберг активно сотрудничал в специальных периодических изданиях («Журнал гражданского и уголовного права», «Московский юридический вестник», «Вестник права» — был редактором в 1899–1903 гг.), публиковался также в общих журналах («Вестник Европы» и др.), участвовал в работе юридических организаций и общественных международных конгрессов, в разные годы был неофициальным юридическим консультантом Министерства внутренних дел.
Еврейская общественная деятельность Слиозберга началась с 1889 г., когда он стал юридическим советником по еврейским делам барона Г. Гинцбурга (см. Гинцбург, семья). С этого времени Слиозберг возглавил правовую защиту еврейских интересов в Сенате и различных министерствах. По представленным Слиозбергом жалобам целый ряд касавшихся еврейского вопроса принципиальных дел, которые могли служить прецедентом, были решены в Сенате положительно (в заключении были отражены его аргументы). В конце 1899 г. Слиозберг вступил в так называемое Бюро защиты, которое ставило своей задачей отстаивание прав и интересов евреев империи путем организованной юридической деятельности. В рамках Бюро Слиозберг подготовил материалы для защиты по ритуальному процессу Д. Блондеса (1900–1902; см. Кровавый навет), по судебным искам пострадавших от погромов в Кишиневе и Гомеле (1904–1906) и др. подобным делам. В 1891 г. Слиозберг обработал и подготовил к изданию собранные Л. Бинштоком (1832–94) материалы о еврейских сельскохозяйственных поселениях (Л. Улейников /псевдоним Бинштока/ «Еврейские земледельческие колонии в Екатеринославской губернии в 1890 г.», СПб., 1891). Эта книга наглядно опровергала клеветнические утверждения о евреях-земледельцах, содержавшиеся в официальной докладной записке К. Случевского. В том же году Слиозберг как консультант и переводчик сопровождал в поездках членов комиссии, посланной конгрессом США в Россию для исследования причин еврейской эмиграции (отчет в материалах конгресса за 1892 г.). Слиозберг принимал участие в работах Раввинской комиссии (Петербург, 1894), в организационной и практической деятельности многих еврейских просветительных и общественно-благотворительных организаций (Общество для распространения просвещения между евреями в России, Еврейское колонизационное общество, Комитет помощи жертвам погромов, Общество поощрения высших знаний среди евреев — с 1911 г. товарищ председателя), а также был членом, а затем и председателем хозяйственного правления Санкт-Петербургской еврейской общины. Слиозберг был одним из основателей Союза для достижения полноправия еврейского народа в России (1905) и Еврейской народной группы (1907), в которые вошли представители еврейских либеральных общественно-политических течений, в большинстве своем связанные с конституционно-демократической партией (кадеты). В 1909 г. Слиозберг принимал участие в Съезде представителей еврейских организаций и партий (Ковно), а в 1910 г. — в Раввинском съезде (Петербург). В 1912–17 гг. он входил (от Еврейской народной группы) в Политическое бюро при еврейских депутатах, которое оказывало содействие и руководило деятельностью евреев — членов 4-й Государственной думы. Слиозберг также участвовал в работе по организации защиты в деле М. Бейлиса. Все эти годы Слиозберг не прерывал своей научно-публицистической деятельности: читал лекции по истории законодательства о евреях в Российской империи на Курсах востоковедения (высшее еврейское учебное заведение, основанное Д. Гинцбургом в 1907 г. в Петербурге), публиковал труды («Политический характер еврейского вопроса», СПб., 1907; «Правовое и экономическое положение евреев в России», СПб., 1907; «Сборник действующих законов о евреях», СПб., 1909, и др.) и статьи по различным правовым аспектам еврейского вопроса в изданиях «Восход», «Свобода и равенство», «Новый восход», «Пережитое».
В период Первой мировой войны он был одним из руководителей Еврейского комитета помощи жертвам войны (ЕКОПО) и фактически руководил работой по организации помощи выселенным и беженцам: вместе с М. Шефтелем Слиозберг представлял ЕКОПО в Особом совещании о беженцах, где добился для комитета правительственных ассигнований. Ему принадлежала также инициатива ходатайства, приведшего к практической отмене черты оседлости (ноябрь 1915 г.). В 1918 г. Слиозберг стал председателем ЕКОПО после эмиграции его предшественника, барона А. Г. Гинцбурга.
Вскоре после Октябрьской революции 1917 г. Слиозберг, как человек правых взглядов, был ненадолго заключен в тюрьму. В 1920 г. Слиозберг, который всю жизнь был идейным противником эмиграции и до самой смерти оставался русским патриотом, вынужден был покинуть Россию и обосноваться во Франции. В Париже он возглавил общину российских евреев, руководил почти всеми ее общественными мероприятиями и организациями, в том числе в апреле 1933 г. был одним из инициаторов создания Общества друзей «Рассвета». В 1934 г. Слиозберг выступил свидетелем на процессе по поводу «Протоколов сионских мудрецов» в Берне. В Париже Слиозберг выпустил несколько книг: «Дореволюционный строй старой России» (посвящена «скорбной памяти погибших и замученных большевиками сынов России»), «Барон Г. О. Гинцбург. Его жизнь и деятельность», «Месть Спинозы за херем» (все–1933); главная из них — мемуары «Дела минувших дней. Записки русского еврея» (1–3 тт., 1933–34) — важный исторический документ о быте, судьбах и истории двух поколений российского еврейства, предшествовавших революции.