Слуцкий Борис
СЛУ́ЦКИЙ Борис Абрамович (1919, Славянск, Украина, – 1986, Москва), русский поэт. Детство и юность провел в Харькове. В 1937 г. поступил в Московский юридический институт, с 1939 г. одновременно учился в Литературном институте имени М. Горького (оба окончил в 1941 г.). Принадлежал к группе молодых поэтов (М. Кульчицкий, П. Коган, 1919–42; С. Наровчатов, Д. Самойлов и др.), сблизившихся осенью 1939 г. на семинаре И. Сельвинского при Гослитиздате и именовавших себя «поколением сорокового года» (год советско-финской войны). Участвовал во Второй мировой войне (демобилизовался в звании майора), на фронте вступил в коммунистическую партию (1943).
После войны Слуцкий долго не печатался; стихотворение «Памятник» (1953) появилось через 12 лет после публикации его первых стихов (1941). Лишь благодаря статье И. Эренбурга «О стихах Бориса Слуцкого» («Литературная газета», 28 июля 1956) в 1957 г. вышла его книга стихотворений «Память». Слуцкий — автор многих поэтических сборников («Время», 1959; «Сегодня и вчера», 1961; «Работа», 1964; «Современная история», 1969; «Годовая стрелка», 1971; «Доброта дня», 1973; «Продленный полдень», 1975; «Неоконченные споры», 1978; «Сроки», 1984, и др.), а также переводов, критических статей. Значительная часть поэтического наследия Слуцкого — стихи, не опубликованные при жизни по цензурным соображениям и изданные посмертно (сб. «Стихи разных лет. Из неизданного», М., 1988; «Стихотворения», М., 1989; «Я историю излагаю...» и «Судьба», оба — М., 1990).
Обостренное внимание к общественной и социальной проблематике, горький жизненный опыт (работа в военной прокуратуре и трибунале в 1941–43 гг., когда поэт был «помпалача в глазах широкой публики» /стихотворение «Атака осужденных», журнал «Акцент», № 2, 1993, Иер./, участие в осуждении Союзом писателей Б. Пастернака в 1958 г., что впоследствии Слуцкий тяжело переживал) придали его поэзии трагические черты, определили ее публицистичность и полемический пафос, подчас необычайно жесткий. Стихи Слуцкого конца 1930-х – начала 1960-х гг. — свидетельство трудного процесса становления гражданской позиции поэта, сложного взаимодействия «стиха» и «политики» в его поэтическом мире.
Одной из важнейших тем, к которой Слуцкий обращался неоднократно, была тема наследия сталинской эпохи. Он был среди первых советских поэтов, осудивших И. Сталина в 1953–54 гг. (до 20-го съезда КПСС в 1956 г.) и преодолевших слепую преданность ему и его режиму (стихи «Бог», «Хозяин», «Современные размышления»). Эти и др. злободневные стихи Слуцкого широко распространялись в самиздате уже с 1950-х гг. и публиковались на Западе (в сборнике «Советская потаенная муза», Мюнхен, 1961, и др.; свое авторство Слуцкий не подтверждал, но и не отрицал). «Угловатый» стих Слуцкого, намеренно сближенный с прозой и с разговорной речью, несомненно повлиял на поэзию начала 1960-х гг., в частности на И. Бродского.
Слуцкий уже в начале творческого пути обращается к еврейской теме. Если отклик на преследования евреев в Германии (стихотворение «Рассказ эмигранта», декабрь 1940 г.; из цикла «Стихи о евреях и татарах», журнал «Акцент» № 2, 1993) полон веры в неистребимость и вечность еврейского народа («из синтеза простейших элементов воспрянет вновь Еврей как таковой»), то в следующих стихах этого цикла («Добрая, святая, белокурая...», май 1941) — предчувствие тотального истребления евреев («в этот раз мы вряд ли уцелеем»), а в третьем, написанном на фронте стихотворении «Незаконченные размышления» (октябрь–декабрь 1941 г.) Слуцкий впервые поднимает тему антисемитизма в советском обществе. По воспоминаниям Д. Самойлова, Слуцкий привез с войны рукопись сборника рассказов «Евреи». Глубокое потрясение, вызванное Катастрофой, в которой погибли и члены его семьи, никогда не оставляло поэта (стихи разных лет: «Как убивали мою бабку», «Отягощенный родственными чувствами...», «Березка в Освенциме», а также опубликованные после смерти Слуцкого стихи «Черта под чертою. Пропала оседлость...», «Теперь Освенцим часто снится мне...», «Я освобождал Украину...» и др.). Трагические события Второй мировой войны трактуются Слуцким как «страшная сказка» — урок будущим поколениям еврейского народа («Еврейским хилым детям...», «Ваша нация», «Родственники Христа»).
Стихи о разгуле антисемитизма в Советском Союзе, о трагической судьбе евреев «в стране победившего социализма» полны горечи («В январе», «Значит, можно гнуть. Они согнутся...», «У Абрама, Исака и Якова...», «А нам, евреям, повезло...», «Люблю антисемитов, задарма...» и др.), а порой сарказма, гротескно переданного в форме расхожих антисемитских сентенций («Про евреев»). Противостояние антисемитизму как «злу без маски» сочетается у Слуцкого с декларированием своей верности как отечеству, в котором родился и которое защищал, так и своему отчеству («Отечество и отчество», «Становлюсь похожим на деда...», «Национальная особенность», «Пятиконечная звезда с шестиконечной...») и утверждением своего кровного родства с великой русской литературой («Происхождение», «Романы из школьной программы...»). Слуцкий, однако, не допускает мысли о модном в среде евреев-интеллигентов принятии православия как пути ухода в чужую духовность («Православие не в процветании...»).
Слуцкий много переводил с языка идиш (И. Борухович, А. Вергелис, Ш. Галкин, М. Грубиан /1909–72/; Л. Квитко, А. Кушниров, Х. Малтинский, А. Шварцман, Я. Штернберг). Под редакцией Слуцкого впервые в Советском Союзе был издан сборник «Поэты Израиля» (1963).