смертная казнь

СМЕ́РТНАЯ КАЗНЬ в библейском за­ко­но­да­тель­стве, как и в законо­да­тельстве других древних народов, нередко служит наказанием за тяжкое преступление.

Библия упоминает три способа смертной казни — побитие камнями, сожжение и повешение. Побитие камнями было выражением общественного негодования (Исх. 17:4; Чис. 14:10; I Сам. 30:6; I Ц. 12:18; II Хр. 10:18) и часто предписывается Библией как способ смертной казни (Лев. 20:2, 27; 24:16; Чис. 15:35; Втор. 13:11; 17:5; 21:21; 22:21 и др.); в нем участвовала вся община. По-видимому, это была наиболее распространенная казнь (Лев. 24:23; Чис. 15:36; I Ц. 21:13; II Хр. 24:21). Сожжение упоминается как способ смертной казни, практиковавшийся еще до исхода из Египта (Быт. 38:24) и принятый в Вавилонии (Дан. 3:6). Как судебное наказание сожжение предписывается в Библии только за два преступления — мужчине за сожительство с женщиной и с ее матерью (Лев. 20:14) и дочери кохена, если она осквернила себя блудодеянием (Лев. 21:9). Видимо, сожжение не было самостоятельной формой смертной казни, а должно было усугубить казнь побитием камнями: после умерщвления преступника его труп сжигали (ИбН. 7:25). Повешение упоминается в Библии только как наказание, принятое у неевреев (Быт. 40:22; II Сам. 21:6–12; Эсф. 7:9) и введенное в Израиле иноземцами (Эз. 6:11), или как несудебная расправа (ИбН. 8:29). Библейский закон предписывает вывешивать тела казненных на всеобщее обозрение, однако обязывает хоронить тело до захода солнца того же дня, так как повешенное тело оскверняет землю, данную Израилю Богом (Втор. 21:22–23).

Талмуд упоминает четыре формы смертной казни, к которой приговаривает суд (арба митот бет-дин): побитие камнями, сожжение, казнь мечом и удушение. Библейское предписание любить ближнего как самого себя (Лев. 19:18) было интерпретировано в отношении смертной казни как требование казнить приговоренного преступника наиболее гуманным способом (Санх. 45а, 52а; Псах. 75а; Кт. 37а). Законоучители Талмуда настаивали на том, что судебное наказание смертью должно быть подобно способу, каким Бог отнимает у человека его жизнь, то есть чтобы тело не было уничтожено или изувечено (Санх. 52а; Сифра 7:9). К побитию камнями приговаривали только за те 18 видов преступлений, за которые Библия прямо предписывает этот способ казни, однако Талмуд заменяет забрасывание камнями сбрасыванием приговоренного на камни (Санх. 6:4). Место, откуда сбрасывают приговоренного, не должно быть слишком высоким, чтобы тело не было обезображено, однако достаточно высоким, чтобы смерть наступила мгновенно. Сожжение предписывается Талмудом только в тех случаях, в которых эта казнь установлена библейским законом (см. выше). Чтобы тело приговоренного к казни сожжением не было изувечено, его шею следует обмотать двумя платками и тянуть их в противоположные стороны до тех пор, пока осужденный не откроет рот; затем следует ввести в рот горящий фитиль, который «достигнет его внутренностей» (Санх. 7:2). Фактически эта казнь является удушением, поскольку, по всей вероятности, в этом случае смерть наступает не от огня, а от удушья. Такой способ умерщвления на деле не практиковался (там же).

Казнь мечом предписывалась для наказания убийц или жителей отложившихся городов. В обоих случаях эта форма казни основывается на библейских предписаниях (Исх. 21:20; Лев. 26:25; Втор. 13:15–16). По некоторым сведениям, мечом отсекали голову («способом, практикуемым [римским] правительством», Санх. 7:3) только убийцам.

Удушение предписывалось во всех случаях, когда другой способ смертной казни за совершенное преступление не был предусмотрен законом (Санх. 52б, 84б, 89а), поскольку оно считалось наиболее гуманной и наименее обезображивающей тело казнью (Санх. 52б). Однако нет свидетельств, что и этот способ реально практиковался. Талмуд разрешает вывешивать тело казненного только за два вида преступлений — богохульство и идолопоклонство (Санх. 6:4; 45б). Есть сведения о применении таких видов смертной казни, которые не предписываются Талмудом. Так, Иосиф Флавий сообщает (Древ. 13:380–381), что Александр Яннай 800 фарисеев казнил распятием, то есть способом, который применяли римляне.

Есть основания полагать, что талмудические дискуссии о смертной казни, ее видах и способах носят преимущественно теоретический характер, как обсуждение вопросов, связанных с храмовыми жертвоприношениями в то время, когда Храма уже давно не существовало; Талмуд проводит прямую аналогию между обсуждением различных видов смертной казни и дискуссиями о жертвоприношениях. В целом законоучители Талмуда отрицательно относились к смертной казни. Так, в Мишне (Мак. 1:10) сказано: «Синедрион, приговаривающий к смерти раз в семь лет, называется кровожадным; рабби Эл‘азар бен Азария говорит: “Даже раз в 70 лет”; рабби Тарфон и рабби Акива сказали: “Если бы мы заседали в Синедрионе, смертные приговоры никогда не выносились бы”, а раббан Шим‘он бен Гамлиэль сказал: «Если так, они бы умножили число убийц в среде Израиля».

Приговор не приводили в исполнение в тот же день, чтобы увеличить возможность новых, благоприятных свидетельств. Даже когда осужденного вели на казнь, существовала готовность в любую минуту остановить шествие. Сам осужденный имел право остановить шествие четыре или пять раз и потребовать, чтобы его отвели в суд, так как он вспомнил новое обстоятельство. На пути к месту казни глашатай обращался к возможным свидетелям на улицах. Перед казнью осужденного призывали к выражению раскаяния (Санх. 42б–43б).

Законоучители Талмуда постановили, что с разрушением Храма Синедрион утратил право приговаривать к смертной казни (Санх. 52б; Кт. 30а). Еврейские суды, однако, когда они обладали соответствующими полномочиями (например, в мусульманской и христианской Испании), выносили смертные приговоры за уголовные преступления и за проступки, которые в конкретных обстоятельствах считались особо опасными (см., в частности, Доносчики). В Кастилии евреи посылали королю на подпись бланк (альбала эн бланка), дававший им разрешение на казнь, даже без имени осужденного, которое вносилось позже. Король получал имущество казненного как «изменника». Однажды евреи казнили фаворита короля, и король отменил существовавшее положение (1380), возобновленное позже Фердинандом и Изабеллой (1476). Чтобы не создавалось впечатления, что суд действует как Синедрион, еврейские судьи, как правило, воздерживались от использования четырех видов казни, рассматриваемых в Талмуде. Вместо этого практиковались новые виды смертной казни — казнь голодом, утоплением, вскрытием вен, а также передачей осужденного в руки государственного палача.

В Государстве Израиль смертная казнь предусматривается только для лиц, виновных в нацистском геноциде, и за предательство во время военных действий; форма смертной казни для гражданских лиц — повешение, для военнослужащих — расстрел. За всю историю Израиля были приведены в исполнение лишь два смертных приговора (один — по приговору полевого суда с посмертной реабилитацией; другой — казнь А. Эйхмана). Противники смертной казни в Израиле подчас ссылаются на постановление, согласно которому с разрушением Храма утрачено право налагать смертную казнь. Во время первого после образования государства судебного процесса над подозреваемым в убийстве оба верховных раввина страны (ашкеназский /см. Ашкеназы/ и сефардский /см. Сефарды/) обратились к министру юстиции с требованием немедленно отменить смертную казнь, предусматривавшуюся британским правом. Верховные раввины указали, что смертная казнь несовместима с еврейским правом и ее осуществление было бы религиозным преступлением. См. также Наказание.

Смотрите также

Саде Пинхас

Себастия

Слуцкий Иехуда

Стайн Уильям Хоуард

Сфарад